Слайд 3
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких
и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех
веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Слайд 4
Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали
и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках
комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета.
Слайд 5
Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы.
Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости
жизни.
Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...
Слайд 7
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует
с середины XIX века в районе города Городец. Яркая,
лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, который является символом богатства, образ птицы – символ счастья, народные праздники.
Слайд 8
Роспись насыщена богатством красок русского лета с его
луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным
светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц. Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву.
Слайд 10
Гжель – народный промысел в виде изделий из
фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок
кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
Белоснежные фарфоровые чайники, чашки, сахарницы, подсвечники, часы, шкатулки, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами.
Слайд 11
Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера
обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель»
или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.
Слайд 14
Ещё совсем недавно в сёлах Горьковской области можно
было услышать легенду о том, как пришла на волжскую
землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство.
Слайд 15
Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец,
дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел
он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Слайд 16
Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе
Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды
и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.
Слайд 19
Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже
более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи
- подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.
Слайд 22
Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных
промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из
послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.
Слайд 23
Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно
русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций - изображений,
которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
Слайд 26
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских
художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта,
которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Слайд 27
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный
орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на
свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.