Слайд 2
РАННЕХРИСТИА́НСКОЕ ИСКУ́ССТВО, ИЛИ ПАЛЕОКРИСТИА́НА (итал. Paleocristiana arte) —
исторический тип искусства в период, границы которого условно определяются
от распространения христианства и признания христианской веры императором Константином I Великим (Миланский эдикт о свободном вероисповедании 313 г.) до VI—VII вв. н. э., когда сложился художественный стиль византийского искусства. Искусство Византии представляет собой отдельный исторический тип, поэтому под раннехристианским чаще понимают искусство Западной Европы IV—vii (или II—vii) вв. н. э.
Слайд 3
Где был материал
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/
Слайд 4
Следующим этапом развития является искусство романского периода (см.
также средневековое искусство). Главными центрами раннехристианской культуры были Рим,
Милан (столица Западной Римской империи с 286 г.) и Равенна, которая стала столицей Западной Римской империи в 404 г., а с 540 г. подчинялась Византии. Раннехристианские мастера использовали традиции античности и искусства эллинизма: это римская скульптура, рельефы и саркофаги, искусство росписи и мозаики (см. Помпеи), фаюмский портрет. При этом христианская идеология постепенно обеспечивала единое духовное пространство на огромной территории Запада и Востока. Однако в первые века христианской культуры искусство еще не выработало собственных форм, художественного направления, стиля, отсутствовали и местные школы. Пока не сложился новый стиль, использовали старые формы языческого искусства поздней Римской империи. Язык раннехристианского искусства был робок, полон душевного трепета перед таинствами новой веры. В годы массовых гонений при римских императорах Диоклетиане (284—305) и Максимиане (286—305; они правили совместно; см. тетрархи) христиане вынуждены были скрываться в катакомбах и тайно предавать земле тела умерших по христианскому обряду. К югу от Рима, вдоль старой Аппиевой дороги, и в северной части города, за городскими стенами, а также в окрестностях Неаполя, Сиракуз, Александрии Египетской возникали запутанные подземные галереи с захоронениями и маленькими комнатками для богослужений (см. катакомбы; мартирий; "Мученики Колизея"; протомартир; сравн. "Надписи Сципионов"). Подсчитано, что в целом римские катакомбы составляют ок. 600 км. В мягком туфе вырубали ниши, в которые укладывали тела усопших, и закрывали их по римскому обычаю мраморными плитами с краткой эпитафией (рис. 29). Поразительна вера этих людей в идею всеобщего воскресения в конце времен. Подземные города с узкими коридорами, иногда до пяти-шести этажей, один над другим до 25 м в глубину, в каждом из которых несколькими горизонтальными рядами расположены ныне пустующие ниши, впечатляют ощущением присутствия десятков тысяч душ усопших. В некоторых катакомбах, как, например, в катакомбах Св. Домитиллы (I в.) у Аппиевой дороги, христианские захоронения совмещаются с языческими мавзолеями, элементами античной архитектуры — колоннами, саркофагами.
Слайд 6
В комнатках (кубикулах — лат. cubicula, от
cubare — "лежать, покоиться") сохранились наивные и неумелые росписи,
очень небольшого размера, с изображением адорантов, сцен Крещения, покаяния, Евхаристии, птиц, пьющих из чаши жизни (см. "процветший крест"; "Райский сад"), "Доброго пастыря" (см. т. 3, рис. 395). В 1578 г. за северными стенами Рима обнаружили катакомбы с захоронением Св. Прискиллы (лат. Priscilla — "Старенькая"), приговоренной к смерти императором Домицианом в 91 г. В 1632 г. издана книга Антонио Бозио (1575—1629) "Подземный Рим" (франц. «Rome souterraine"). П. П. Муратов выразительно писал, что неопытному путешественнику раннехристианский Рим может показаться "далеким и бледным призраком, рядом с все еще грандиозными развалинами языческого Рима и недавними подвигами Возрождения... Переход от язычества к христианству, воочию видимый в иных римских церквах и катакомбах, всякий раз наводит на размышления об отмеченной им эпохе, — самой критической эпохе в истории мира... „Anima naturaliter christiana“ (лат.) — „Душа по естеству христианская“. Имея в памяти эти три слова, звучащие как благороднейшее и торжественное отпущение грехов античного мира, можно понять многое в истории переходного времени. Anima naturaliter christiana — это строй душевных сил и способностей, из которых каждая прочно коренилась в старом язычестве. Без такой связи символика живописи в катакомбах стала бы сухим и безароматным переводом догматов на чужой язык"1. В северной части Рима, за кольцом Аврелиановых стен, по Виа Номентана, ведущей от Порта Пиа, расположен чудом сохранившийся памятник раннехристианского искусства — мавзолей Св. Костанцы (306—337; Santa Costanza), дочери императора Константина I, построенный в форме ротонды с куполом (диаметром 22,5 м) и внутренней аркадой, опирающейся на 24 сдвоенные гранитные колонны композитного ордера (рис. 30, 31). Огромный порфировый саркофаг Св. Костанцы с рельефами, изображающими маленьких гениев (см. путти), собирающих и давящих виноград, павлинов, завитки виноградных лоз и гирлянды (рис. 32), ныне хранится в Музее Пио Клементино в Ватикане (в мавзолее Костанцы установлена копия).
Слайд 7
Описывание
Г. И. Соколов писал о рельефах саркофага Костанцы,
что фон в них потерял то формообразующее значение, какое
имел в рельефах греческой классики и даже римского времени. "Темная, мерцающая поверхность порфира придает нереальность образам, вызывает чувство мистической таинственности, хотя и орнамент, и животные, и персонажи рельефа не должны бы порождать такие эмоции. Сказывается характер материала, противоположного по своей сущности теплому, впитывающему и излучающему свет мрамору... Живописно-иллюзорное осмысление мира приходило на смену пластическому... эстетические принципы восприятия менялись необратимо... Пластику уже ничто не могло спасти"2. Своды круговой галереи мавзолея украшают мозаики IV в. — самые ранние из сохранившихся в Риме (рис. 33). На них изображены птицы в ветвях, плоды, цветочные гирлянды, сцены сбора урожая; крестьяне погоняют быков, запряженных в простую тележку, а обнаженные гении в ветвях срезают виноградные гроздья.
Слайд 9
Описание
Молодой Христос своей улыбкой и завитками золотистых кудрей
напоминает Диониса. Однако в этих изображениях, как замечает Муратов,
"уже нет полного спокойствия, ясности и легкой прохлады античных рельефов... Большие птицыфениксы слетелись клевать виноград... Эти странные птицы с их слишком пышными хвостами — явные гостьи из другого, чем наш, мира, и есть что-то таинственное, даже жуткое, в деле этих детей-гениев, так мало похожих на детей. Собранное ими не останется на земле. Иной мир возьмет себе плоды, произведенные ее долгим античным летом, и земля опустеет"3. Недалеко от мавзолея Костанцы находится вход в катакомбы Св. Прискиллы. В III—IV вв. катакомбы расширялись. Папа Римский Сильвестр I (314—336) построил над могилами христиан базилику ("Сильвестрова базилика"). От мавзолея Костанцы аллея, а затем длинная лестница ведут вниз, где под уровнем земли находится церковь "Св. Агнессы за стенами" (Sant’Agnese fuori le mura).
Слайд 11
Там же — вход в катакомбы Св. Агнессы,
где была захоронена святая, обезглавленная в 303 г. в
цирке Домициана (см. Навона площадь в Риме). В стены лестницы вмурованы фрагменты мраморных рельефов, относящихся к IV в. Базилика, возведенная Св. Костанцей рядом с могилой Агнессы, теперь в руинах (частично сохранились стены нефа и апсиды). Новая церковь, возведенная в VII в., с перестройками XVI—XVII вв., существует на месте ранней капеллы. В апсиде церкви можно видеть мозаику VII в. (работа римских мастеров), на которой Св. Агнесса представлена в одеянии и украшениях византийской императрицы. Рядом с ней изображен Папа Гонорий I (625—638), повелением которого строили церковь, и Папа Симмах (498—514), при котором реставрировали капеллу. В другом районе Рима, на Эсквилине, недалеко от базилики Санта Мария Маджоре находятся две раннехристианские церкви: Св. Пракседы и Св. Пуденцианы. В конхе апсиды церкви Санта Пуденциана сохранилась мозаика (конец IV в.), в центре которой изображен Христос на троне, позади Иерусалим, гора Голгофа с водруженным на ней крестом, символы евангелистов (рис. 34; см. "Мировое дерево"; "Обретение Св. Креста"). По обе стороны от Христа — Свв. Апостолы, Богоматерь и Св. Пуденциана. Композиция символизирует "вручение права" (лат. traditio legis) — преемственность римской апостольской церкви от самого Спасителя. Фигура Св. Пуденцианы представляет церковь от язычников, среди которых проповедовал Апостол Павел, фигура Богоматери — церковь от иудеев, которых привел к Христу Апостол Петр.
Слайд 13
По стилю это произведение настолько близко позднеантичным росписям,
что особенности мозаичного искусства в нем незаметны. Сравнение этой
мозаики с изображением Св. Агнессы в церкви Сант Аньезе ин Агоне конца VII в., созданной под явным влиянием Византии, позволяет увидеть колебания раннехристианского искусства между латинскими и греческими традициями. В расположенной рядом церкви Санта Прассе́де сохранились мозаики, созданные в правление Папы Пасхалия I (817—824). Они демонстрируют своеобразное соединение традиций римской и константинопольской школ. Особенно знамениты мозаики капеллы Св. Зенона в этой церкви, созданные в 817—824 гг. На них изображены Христос среди Апостолов, Мадонна с Младенцем и византийская императрица Феодора (лат. Theodora Episcopa), мать Папы Пасхалия I. В мозаиках используется характерный для Византии золотой фон, но более — типичные для римских мозаик: зеленый, голубой, белый и красный цвета (см. т. 3, рис. 462; т. 6, рис. 290; сравн. Санта Чечилия). На мозаике в Санта Пуденциана Христос изображен подобно императору, облаченным в золотистую мантию, с царственным жестом правой руки. Апостолы показаны в одеяниях римских сенаторов. Византийские обычаи проникали в Рим главным образом в правление Папы Пасхалия I, но формировались еще ранее, при императоре Константине (306—337.
Слайд 14
Возводя церковь Двенадцати Апостолов в своей новой столице
(Константинополе), император Константин предусмотрел место для собственного саркофага, а
кенотафы Свв. Апостолов расположил полукругом, наподобие гвардии телохранителей. В придворной иконографии причудливо соединялись атрибуты "Божественных Цезарей" (см. Кесарь) древнеримской империи, христианская и языческая символика. Императору Константину приходилось постепенно вводить новую веру, он часто колебался, преодолевая сопротивление консервативного Сената в Риме. В Константинополе он построил три храма, названия которых звучали весьма отвлеченно, дабы не раздражать противников (см. Силы Небесные). На мозаике IV в., располагавшейся на своде мавзолея Юлии (?—330; сводной сестры императора Константина) под старой базиликой Св. Петра в Риме (не сохранилась), Христос был изображен в образе бога Солнца Гелиоса с семью лучами, исходящими из нимба, стоящим на колеснице, запряженной квадригой коней. Точно так же, на квадриге, возносящейся к небу, изображали императора Константина в год его смерти (см. Соль; сравн. апофеоз; "Колесница огненная").
Слайд 16
Первые христианские богослужения происходили в обычных домах (см.
базилика; Рим; сравн. Дура-Европос) или в специальных "домах собраний"
(лат. domus ecclesiae). В Риме такие дома чаще называли "tituli" (лат., "подписные, взятые внаем"), их снимали общины верующих для совместных молитв. Первая базилика, предназначенная специально для богослужений, была построена императором Константином на Латеранском холме. Папа Римский Сильвестр I (314—336) сделал ее своей резиденцией (см. Сан Джованни ин Латерано). Христа уже в III в. величали Царем Небесным и, уподобляя императору, называли басилевсом. Посеребренная статуя Христа находилась на фастигии (алтарной преграде) латеранской базилики. Чтобы вместить возросшую римскую общину, базилику в IV в. увеличили за счет пристройки боковых нефов. Новые храмы украшали мозаиками, мозаичными полами и античными колоннами (см. романизация христианского искусства). Ранние базилики совмещали функции места моления, поминального зала и крытого кладбища — мавзолея, поскольку их возводили над могилами первомучеников (лат. ad martyres; см. мартирий; протомартир), находившихся, по римскому обычаю, за городскими стенами. Таковы базилики Сан Лоренцо фуори ле мура, Сан Паоло фуори ле мура, Сан Себастьяно "над катакомбами" (лат. "ad catacumbas"; см. Аппиева дорога). В боковых нефах базилик стояли саркофаги, под плитами пола и в аркосолиях устраивали захоронения. Рядом со значительно перестроенной в последующие столетия Латеранской базиликой сохранился Баптистерий, возведенный императором Константином I Великим в IV в. в форме октагона (восьмигранника; рис. 35). В V в. Папа Сикст III (432—440) установил в интерьере восемь порфировых колонн. В XVI в. колоннаду сделали двухэтажной. Несмотря на все изменения, и сейчас это здание оставляет сильное впечатление.
Слайд 18
В другой похожей постройке — Сан Стефано
ротондо, церкви первомученика Св. Стефана, возведенной в конце IV
— начале V в. в виде ротонды (по образцу круглого в плане храма Гроба Господня в Иерусалиме), также сохранились раннехристианские мозаики, сияющие красным, белым и изумрудно-зеленым цветами. Эта замечательная ротонда (частично перестроенная в XV—XVI вв.) расположена к юго-востоку от Колизея. Севернее, по направлению к Латерану, сохранилась еще одна жемчужина раннехристианского искусства — церковь Сан Клементе с уникальными мозаиками (см. также Санта Мария ин Космедин; Санта Мария ин Трастевере; Санта Сабина; станционные церкви). Центральная часть Рима, где жили консервативно настроенные патриции, с трудом поддавалась христианизации, поэтому памятники раннехристианского искусства возникали на окраинах города. Ранне-христианские мозаики и рельефы Рима (рис. 36) интересно сравнить со знаменитыми мозаиками Равенны, прежде всего мавзолея Галлы Плацидии (работа римских мастеров середины V в.) и церкви Сан Витале (где в VI в. работали мастера из Византии). В Милане произведения раннехристианского искусства сохранились в меньшей степени. Раскопки, проведенные на центральной площади города, выявили остатки фундаментов огромной пятинефной базилики Св. Теклы (80×45 м) и баптистерия в виде октагона, построенных в середине IV в. западнее ныне существующего готического Собора (см. Фёкла Святая). Значительный интерес представляет церковь Сан Лоренцо Маджоре (конец IV в.), позднее значительно перестроенная (см. тетраконх). Однако внутри церковь сохранила росписи и мозаики IV в. Соединению традиций Запада и Востока на итальянской земле (что в значительной степени стимулировало развитие романской культуры) способствовало правление остготского императора Теодориха в Равенне (493—526). Будущий император воспитывался в Византии — он был заложником при дворе Константина Великого. Вернувшись в Италию, "романизированный варвар" правил, пользуясь советами Симмаха и Боэция — римлян консервативных взглядов. При дворе Теодориха традиции древнеримского искусства соединялись с византийскими, сирийскими, арабскими.
Слайд 20
Севернее, в Ломбардии, складывалась собственная художественная школа под
воздействием традиций искусства германцев, кельтов (римляне называли их галлами),
сарматов и славян. Поэтому раннехристианское искусство относят к "достилевой стадии" развития средневековой культуры. В иных случаях — не выделяют из общего понятия средневекового искусства; в третьих — относят либо к "позднеантичной культуре", либо включают в период романского искусства (раннего Средневековья).