Слайд 2
Жилище
Быт жителей Руси, отличался устойчивостью. Но отнюдь не
затхлым консерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе.
Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не меняла облик, сохраняла свои конструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том, что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание в тех природных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. То же можно сказать о многих приспособлениях, предметах домашнего обихода наших предков.
Подавляющее большинство жилищ той поры — полуземляночные и наземные (срубные, стоявшие на земле) избы. Полы в них — земляные или деревянные. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей; горницу с «красными» окнами, которые пропускали много света, — светлицей. Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус — терем. Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положения хозяина — бедняка или богатея.
Слайд 3
интерьер
Разной была и обстановка в доме. У тех,
кто победней, — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен.
У богатых — те же предметы, еще табуретки, покрытые красивой резьбой, живописью; на них — подушки, валики; к ногам ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.
Частью убранства избы, был красный угол, где ставились иконы. Это место считалось своего рода алтарем.
Слайд 4
Одежда
Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят,
одеждах с вышивками и драгоценными каменьями; бедняки — в
простых рубашках с поясом, коротких одеждах — из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носило медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта, новгородского епископа); его обувь — лапти из лыка. У богатых — шубы из дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а также кортели, летники, телогреи — для женщин; все это — из иноземных атласа, бархата, камки, сукна; украшались они соболями, каменьями, жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «ни немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити».
Слайд 5
Посуда
Посуда бедняков — из дерева (бочка, кадь, ведро,
корыто, ночва — лоток, чум — ковш, кош —
корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчага — большой сосуд); кое-что, но немногое — из железа и меди (котлы для варки еды, кипячения воды). У богатых — те же предметы, но больше — металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же разнообразнее (кроме названных, — кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития — турьи рога в серебре).
Слайд 6
Еда
Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые —
из пшеницы. Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них
делали каши, кисели); из овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо больше было на столах богачей; у бедняков — рыба. Употреблялись молочные продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.
Дома изготовляли напитки — хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.
Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что названо выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это — журавли, гуси, перепела, лебеди.
Слайд 7
Народные гулянья
Обрядовые гулянья издавна были спутником народного быта.
Еще с XIV-XV вв. на народных гуляньях проходили выступления
актеров-«потешников» и «забавников». Сроки народных гуляний совпадали с вехами церковного календаря. Рождественские гулянья проходили десять дней накануне Рождества. Затем шли «масляничные» гулянья на неделе, предшествующей Великому посту. После Пасхи – пасхальные гулянья. В начале лета – гулянья на Троицу.
Во время народных гуляний широко практиковались такие простонародные развлечения, как кулачные бои, лазанье по столбам, катанья на ледяных горах (например, на льду Невы в Петербурге). «Катальные горы» – ледяные зимой и деревянные (по которым скатывались на специальных ковриках) летом – были неизменным топографическим центром гуляний. Горы, как правило, были окружены балаганами, специально возведенными из досок. В балаганах проходили любимые зрелища участников гуляний – выступления петрушечников, вожаков ученых медведей, раешников с «потешными панорамами». Все эти зрелища привлекали городские низы в качестве основного зрителя.