Слайд 4
Великоустю́жское черне́ние по серебру́
— русский народный художественный
промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне
— районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).
Слайд 6
Технология
В изделии гравируются, чеканятся или протравливаются небольшие углубления.
В
получившийся узор вплавляют состоящий из серебра, меди, свинца и
серы сплав.
Известны различные вариации приготовления сплава, его наложения и оплавления.
Слайд 8
Особенности чернения в Великом Устюге
Устюжское чернение всегда довольно
ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой
вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.
Слайд 10
История
Чернение на Руси появилось в Х веке, однако
широкое развитие получило только в ХVII.
А со второй половины
XVII века Великий Устюг занимает в этом искусстве ведущее положение в России.
Наибольший рассвет искусство чернения в Великом Устюге достигает в XVIII веке, а к его середине относится и первое упоминание об устюжском чернении в официальных бумагах: устюжанина Михаила Климшина (по другим источникам — Климушкина)
Слайд 13
ИСТОРИЯ
В 1762 году в городе открывается фабрики братьев
Поповых.
С середины ХVIII века в устюжских работах начинает ощущаться
влияние распространённого в то время в Европе барокко. Характерные для мастеров Устюга сложные сюжетные композиции оформляются пышным обрамлением. Популярность приобретают охотничьи и пасторальные сюжеты.
Но уже с 80-х годов ХVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма, в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.
Слайд 16
история
В середине XIX века в произведениях ведущих мастеров
(например, М. И. Кошкова) часто используется сплошь покрывающий поверхность
изделия растительный узор, с использованием резких контрастов. Однако к концу ХIХ века, частные ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.
Слайд 17
XX—XXI века
В 1933 году в Великом Устюге М.
П. Чирковым основывается артель «Северная чернь». Первоначально в ней
изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года, художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский, сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.
Слайд 19
XX- XXI Века
Под руководством Шильниковского устюгское чернение возрождается
и достигает небывалых успехов — в 1937 году на
всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).
Слайд 21
XX- XXI Века
В 1961 году артель, сохраняя своё
название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной
особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины и т. п. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.
Слайд 23
Благодаря всемирной славе, «Северная чернь» в советские времена
постоянно получает правительственные заказы, большинство из которых выполняется по
рисункам Шильниковского. На предприятии выпускаются произведения, посвящённые почти всем значительным событиям (например, подвигу папанинцев, 800-летию Москвы, юбилею воссоединения Украины с Россией, покорение космоса).