Слайд 2
Петр Лаврович Лавров (1823—1900)
вошел в историю как
лидер пропагандистского направления в революционном народничестве. Его публикации, из
которых наиболее известны "Исторические письма", содержат скрупулезный анализ текущей ситуации в России. Он считал, что для установления нового, справедливого строя в России нужны критически мыслящие личности, революционеры, и видел только один путь построения справедливого общества — революцию. Социальная революция, по Лаврову, должна была произойти в форме полного экономического переворота и полного уничтожения старых государственных структур.
Слайд 3
Признавая пролетариат важной социальной силой, Лавров оставался при
мнении, что в развитии России главную роль играет крестьянство. Он
разделял народнические воззрения на крестьянскую общину как основу будущего общественного строя, настаивал на приоритете социальных проблем перед политическими.
Слайд 4
Лавров полагал, что «революционное насилие возможно до определенного
минимума». При этом, по его мнению, «перестройка русского общества
должна быть осуществлена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа».
Слайд 5
Предметом философии является «цельный человек», и поэтому она
может быть только «философским антропологизмом». В учении Лаврова о
цельном человеке и цельной философии присутствует этическая направленность, характерная в целом для русской мысли. «Отсутствие скептического принципа в построении практической философии, – утверждал он, – придает ей особую прочность и независимость от метафизических теорий».
Слайд 6
Для Лаврова в социологии действует именно субъективный метод:
общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и
объективные научные методы здесь неприложимы.
Слайд 7
Философские и социологические взгляды Лаврова были достаточно самостоятельны
и оригинальны. В центре его миропонимания всегда стояла некая
«критически мыслящая личность», способная овладевать новыми взглядами и обладающая жестким нравственным стрежнем. Передовую интеллигенцию – «небольшую группу личностей» – он считал двигателем общественного прогресса.
Слайд 8
В теоретическом отношении П.Л. Лавров соединил идею
Д.И. Писарева о «мыслящих реалистах» с призывом Н.А. Добролюбова
к молодежи «действовать на народ прямо и непосредственно», чтобы подготовить его к сознательной жизни. Из этих элементов сложилась известная формула прогресса Лаврова:
в этой формуле явно обнаруживается мысль о необходимости решительного изменения существующих устоев общественной и государственной жизни, так как при них невозможно развитие личности ни в физическом, ни в умственном, ни в нравственном отношении.
«Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».
Слайд 9
П.Л. Лавров написал и опубликовал свои «Исторические письма»,
произведение, которому суждено было сыграть роль
основная проблема состояла в
формулировании нового взгляда на роль личности в истории и современной жизни, в создании теории личности и в выявлении роли и взаимодействия в общественном прогрессе и изменении условий жизни трех сил: личность — партия — масса.
Слайд 10
Для П.Л. Лаврова инициатором общественных преобразований является
личность, силой же, способной осуществить эти преобразования, выступают массы,
которые представляются «самыми энергичными деятелями прогресса». Возникла новая теория — «критически мыслящей личности», центральным пунктом которой являлась идея долга интеллигенции перед народом. Воплощение в жизнь новых, заранее выработанных критической личностью форм труда и общежития — это и есть уплата долга народу.
предложенные идеи были созвучны времени, прогрессивны, они мобилизовали передовые силы общества на борьбу с устоями царской России. Не случайно «Исторические письма» сыграли большую роль в освободительном движении пореформенного периода, будучи теоретическим выражением революционной борьбы разночинной интеллигенции эпохи народничества и позднее — народовольчества.
Слайд 11
С поля боя парижских коммунаров П.Л. Лавров
вышел с еще более крепкой верой в необходимость и
возможность революции в России. Но на родной почве он не мог в то время связать свои надежды с рабочим классом.
Ему была чужда национальная ограниченность, он пропагандировал и теоретически развивал революционный интернационализм. В пропаганде опыта Коммуны, в воспитании на ее примере русской молодежи — одна из несомненных заслуг П.Л. Лаврова перед революционной историей России.
Слайд 12
Вокруг Лаврова образовался небольшой кружок единомышленников, активное положение
среди которых заняли В.Н. Смирнов, С.А. Подолинский и А.Л.
Линев. В августе 1873 г. вышел первый номер журнала «Вперед». С 1873 по 1877 г. было выпущено пять его книг, одну из которых целиком заняла монография П.Л. Лаврова «Государственный элемент в будущем обществе».
Слайд 13
Главной особенностью публицистических материалов «Вперед» являлся их
обличительный характер. Среди многочисленных ярких обличительных материалов следует выделить
два наиболее показательных — статьи «Счеты русского народа» и «Самарский голод».
Здесь приведены разительные картины бедствий народа в целом ряде губерний и в первую очередь в Самарской. Причины этих бедствий П.Л. Лавров видел в государственном строе России
«Русский государственный строй всюду высасывает все силы русского народа и фатально ведет его к вырождению. Если порядок этот удержится еще некоторое время, то он неизбежно истощит всю Россию, весь русский народ»
Слайд 14
В общей системе взглядов Лаврова центральное место принадлежит
его учению о социализме. Почти все его работы начиная
с «Исторических писем» подчинены этой идее. Ибо смыслом революционной борьбы мог быть только социализм. Больше того он для Лаврова — естественный и закономерный результат исторического развития общества. Все высшие побуждения и нравственный процесс человечества он неизменно связывал с социализмом.
Слайд 15
Еще одним слагаемым социализма П.Л. Лавров считал
равные условия для образования и культурного развития всех граждан.
При социализме не может быть привилегий национальных, социальных, расовых и т.д. Люди равны между собой, они братья. Таким представлялся Лаврову идеал общественного строя, то есть социализм.
Слайд 16
«Будущее, — пишет Лавров, —
принадлежит не хищникам, поедающим и уничтожающим все около себя,
поедающим друг друга в вечной борьбе за более вкусный кусок, за награбленное богатство, за господство над массами и за возможность их эксплуатировать. Оно принадлежит людям, ставящим себе человеческие цели взаимного развития, цели теоретической истины и нравственной правды, людям, способным действовать вместе, сообща для общей цели, для общего блага, для общего развития, для воплощения в жизнь и общественные формы высших человеческих идеалов»