Слайд 5
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный
комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в
повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.
Слайд 8
Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно
красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
Слайд 10
Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром
говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но
и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.
Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:
Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.
Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:
Торопясь, и лаптей не сплетёшь.
Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.
В дорогу идти - пять пар плести.
Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.
Слайд 11
Первоначально Клеть (изба) представляла собой бревенчатое строение, частично
уходящее в землю.
То есть выкапывалось углубление и над ним
достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку.
Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом.
В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие.
Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым.
Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами.
Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.
Слайд 12
Изба (истъба, истопка, грыдня) – отапливаемая клеть. Изба
топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница), или
через открытые окна и двери.
У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленные прямо на земле.
Окна у чёрной избы предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами – летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью – сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая.
У богатых людей избы белые – с дымоходом.
Слайд 13
В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел
постоянное место, он стоял в самом почетном месте -
в красном углу, в котором находились иконы. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой".
Русский народ всегда славился своим гостеприимством:
Что есть в печи - всё на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Слайд 14
На столе в избе всегда стоял горячий самовар.
Загадка про самовар:
У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока
воду кипятит, и как зеркало блестит.
Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Наши предки , в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Слайд 15
Другой угол – около двери был мужским. Здесь
стояла лавка, на которой хозяин занимался починкой утвари, плетением
или шитьем обуви.
Слайд 16
Важное место в доме занимала печь и находилась
она в центре избы. Печь строили на определенном расстоянии
от стены, чтобы не было пожара. Между печкой и стеной находились полати. Там хранилось имущество. С другой стороны печки находилась лежанка, где спали старики и грелись дети За это печку все любили. Но более всего времени там проводила хозяйка дома.Место около устья печи так и называлось женский угол. У печки был обязательно шесток, куда ставили горшки и чугунки. Чтобы ставить их в печку или доставать из неё служил ухват - это «рогатое» полукруглое приспособление с ручкой. Чтобы поместить в печь хлеб использовали большую деревянную лопату. Когда в печи прогорали дрова, нужно было выгребать золу. Для этих целей использовали кочергу. Рядом с печкой находился рукомойник - глиняный кувшин для мытья рук. Внутри печки горели дрова. Эта часть называлась устьем. Оно закрывалось заслонкой с ручками. Печка грела и кормила. В ней варили еду, пекли пироги, сушили грибы и ягоды. Суп и каша получались особенно вкусными. Пища долго оставалась в печи тёплой, поэтому её могли кушать на протяжении всего дня, не разогревая .
Слайд 17
Люлька, а еще её можно назвать колыбелька. Люльки
стоят на полу, а колыбельки подвешивались к потолку. В
них спали детки. Перед сном , мамы пели колыбельные песенки, а когда детки просыпались приговаривали:
Тяги-тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки.
А в ручки хватушеньки,
А в ножки ходушеньки,
А в роток - говорунок,
А в головку - разумок.
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
Слайд 18
Царство «хозяйки»
Вдоль стены стоял или подвешивался ящик для
посуды – залавок, а на верху от печи тянулась
широкая полка – гряда.
Слайд 19
Как древние славяне вели хозяйство?
Земледельческое хозяйство древних славян
очень мало походило на современное. Чтобы не умереть с
голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».
Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.
Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу, а также горох. Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались -«серпень», «вресень» (от слова «врещи» -молотить).
Такой способ обработки земли назывался подсечным и был распространен в северных районах, где было много леса. На юге, где леса не было, применяли другой способ - перелог. При этом выбранный участок земли распахивали и засевали, а на следующий год пахали уже на новом месте.
Слайд 23
От земледелия видоизменяются и обособляются две отрасли ремесла:
обработка металла (в первую очередь кузнечное дело) и изобретение
гончарного руга – производство керамических изделий.
Железо добывали их болотных руд. В сыродутных печах бурый железняк превращали в губкообразную, пористую глыбу (крицу).
Слайд 24
К занятиям древних славян отнесем и торговлю. В
древности у славян средством обмена служили скот и меха
куницы, белки. С конца 10 века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступила место серебряным слиткам – гривнам. По мере развития производства и обмена, торговля становится важным средством удовлетворения потребностей людей. Торговали мехом, леном, воском, позже пенькой, медом, салом, обменивали их на заморские ткани, вина, пряности, оружие и драгоценности. Важнейшим торговым партнером славян была Византия. Торговля осуществлялась по двум основным торговым путям: 1) путь «из варягов в греки», который шел из Невы – Ладожское озеро, - Волхов – Ильмень-озеро – река Ловать – волоком до притоков Днепра – Днепр – Черное море. Второй путь – Волжский торговый путь- по Волге через Каспийское море к странам Востока
Слайд 25
Ткачество
- одно из древнейших ремесел. В Древней Руси
ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли
в каждой избе. Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой. В городах ткачеством занимались все женщины: от жен ремесленников до княгинь. Для изготовления ткани использовали лен и шерсть.
Ткали так же и половички. Роль основы выполняли нитки. В качестве утка используется тканевая лента. Ткацкие половики из разноцветных тряпичных лент были ярким декоративным пятном во внутреннем убранстве жилья. Цветовые решения их строилось на сочетании светлых и темных горизонтальных полос.