Слайд 2
Монгольское нашествие и последовавшие за ним события (образование
и распад Золотой Орды и возникновение на ее развалинах
Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Hогайской Орды) вызвали значительные передвижения народов Волго-Уральского региона, привели к разрушению консолидирующей роли болгарской государственности, ускорили складывание отдельных этносов чувашей, татар и башкир, В ХIV — начале ХV в., в условиях гнета, около половины оставшихся в живых болгаро-чувашей переселились в Приказанье и Заказанье, где от Казани на восток до средней Камы образовалась «Чувашская даруга».
Слайд 3
Формирование татарской народности произошло в Золотой Орде в
ХIV — первой половине ХV в. из прибывших вместе
с монголами центральноазиатских Татарских племен и появившихся в Hижнем Поволжье еще в ХI в. кыпчаков, с участием незначительного числа волжских болгар.
Слайд 4
До ХV в. землю восточнее рек Ветлуги и
Суры, занятую чувашами, знали как «черемисскую» (марийскую). Первое упоминание
названия этой территории под названием «Чувашия» также относится к началу ХVI в., т. е. ко времени появления в источниках этнонима «чуваши».
Слайд 5
Полное заселение чувашами северной половины современной Чувашии произошло
в ХIV — начале ХV вв., а до этого
времени здесь численно преобладали предки марийцев — настоящие "черемисы". Hо даже и после того, как всю территорию нынешней Чувашии заняли чуваши, частично ассимилировав, частично вытеснив марийцев из ее северо-западных районов, русские летописцы и чиновники на протяжении ХVI—ХVII т. по традиции продолжали называть население, жившее восточнее нижней Суры, одновременно или «нагорными черемисами", или «черемисскими татарами", или же просто «черемисами», хотя горные марийцы занимали уже лишь небольшие территории восточнее устья этой реки.
Слайд 6
Согласно данным писцовых книг Казанского уезда 1565—1568 гг.
и 1602— 1603 гг., а также другим источникам, во
второй половине ХVI — первой половине ХVII в. на территории Казанского уезда было около 200 чувашских селений. В самом центре этнической территории казанских татар — Казанском уезде — на начало ХVII в. чувашей было намного больше, чем татар: здесь, только в смешанных татаро-чувашских селениях, согласно Писцовой книге 1602—1603 гг., насчитывалось 802 двора ясачных чувашей и 228 — служилых татар.Примечательно, что в Писцовой книге Казани 1565 — 1568 гг. были указаны и городские чуваши.
Слайд 7
Болгарское население издревле обитало также и на средней
Вятке, на реке Чепец. Оно было известно здесь под
названием «чуваши» еще в самом начале ХVI в.
(с 1510 г.).
Основной компонент чувашской народности составили болгары, передавшие ей "р»-"л»-язык и другие этнокультурные признаки. Tо обстоятельство, что компонентом чувашской народности послужили именно болгары, в основном сформировавшиеся в этнос еще к началу ХIII в., обусловило характерное для чувашей этническое, культурно-бытовое и языковое единство, отсутствие племенных различий.
Слайд 8
Hа территории Чувашии выявлено всего 112 болгарских памятников,
из них:
городищ — 7, селищ — 32, местонахождений —
34, могильников — 2, языческих могильников с эпитафиями — 34, кладов джучижских монет — 112.
Болгарские памятники Чувашского края составляют незначительную долю (около 8%) общего количества памятников, открытых в центральных районах бывшего Болгарского государства — всего 1855 объектов.
Слайд 9
К числу позднеболгарских памятников времен Золотой Орды и
Казанского ханства относятся и чувашские средневековые языческие кладбища, на
которых были установлены каменные надгробные столбы с эпитафиями, выполненными обычно арабским шрифтом, редко — руническими знаками: в Чебоксарском районе — Яушский, в Моргаушском — Ирхкасинский, в Цивильском — Tойсинский
могильники.
Слайд 10
Tипы жилищ (полуземлянки, рубленые избы), устройство подпола в
них и расположение печи, планировка усадьбы, обнесение ее со
всех сторон тыном или забором, постановка дома внутри усадьбы глухой стеной на улицу и т. п., характерные для болгар, были присущи чувашам ХVI—ХVIII вв. Веревочный орнамент, применяемый чувашами для украшения столбов ворот, полихромная раскраска наличников, карнизов и т. п. находят себе подобия в изобразительном искусстве волжских болгар.
Слайд 11
В культуру чувашского народа вошли и финно-угорские, прежде
всего марийские, элементы. Они оставили след в лексике и
фонетике чувашского языка. Верховые чуваши сохранили некоторые элементы материальной культуры марийских предков (покрой одежды, черные онучи и пр.).
Слайд 12
Судя по материалам отдельных фрагментарных обследований, монголоидные черты
доминируют у 10,3% чувашей, причем около 3,5% из них
являются относительно «чистыми» монголоидами, 63.5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам, 21,1% представляют различные европеоидные типы — как темноокрашенные (преобладают), так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.
Слайд 13
По мере укрепления ислама в культуре татар утвердились
среднеазиатские традиции, а среди чувашей-язычников влиятельным становится слой финно-угорской
культуры, так как соседние финно-угорские народы оставались язычниками вплоть до ХVIII—ХIХ вв. В результате чуваши, по мнению оказались наиболее бикультуральным (т. е. с двойственной культурой) народом; чуваши, «сохраняя архаичный тюркский язык, в то же время развивали культуру, во многих отношениях близкую к культуре финно-угорского народа».