Слайд 2
Содержание:
1. Демьяново история усадьбы и храма:
создание и разрушение
2.
Доброхоты, движение безвозмездного труда - традиция школы имени Пушкина
3. Восстановление усадебного храма
Слайд 3
Усадьба Демьяново одно из старейших и красивейших мест
Клинского края. В одном из сохранившихся архивных документов под
1709 годом записано: « Вотчина стольника Андрея Михайлова сына Колычева село Демьяново на реке на Сестре. В том селе церковь во имя Пресвятые Богородицы Успения деревянная на вотчинниковой земле. У той церкви поп… …В том же селе двор вотчинников, а в нем дворовых людей… 14 человек ».
Слайд 4
После А. М. Колычева вотчиной владел генерал-майор Григорий
Яковлевич Наумов, который на свои средства в 1746 г
. выстроил новую каменную церковь на месте сгоревшей во время пожара в 1742 г . деревянной. Создание существующего усадебного ансамбля относится к 1770-м гг. и связано с деятельностью И.Г.Наумова – сына генерал-майора. И. Г. Наумов – камер-юнкер «Ея Императорского Величества», избирался уездным предводителем дворянства, был женат на княжне Варваре Алексеевне Голицыной. Их дочь – Мария Ивановна – вышла замуж за Александра Яковлевича Римского-Корсакова и после кончины отца унаследовала Демьяново.
Слайд 5
В 1883 г усадьбу, пришедшую в упадок, приобрел
Владимир Иванович Танеев – известный юрист, социолог, философ. В
1900 г . он оставил адвокатуру и окончательно поселился в Демьянове, куда перевез свою уникальную библиотеку, составлявшую около 20 тысяч томов.
Слайд 6
Владельцы усадьбы в разные годы: Благово, Наумовы, Колычевы,
Римские-Корсаковы, Загоскины, Арсеньевы, Полторацкие, Мертваго, Танеевы
Танеев С.И.
Слайд 7
В разное время церковь посещали императрица Екатерина II,
император Александр I, великий князь Николай Павлович, вдовствующая императрица
Мария Феодоровна. Также были друзья Танеева - Чайковские, целая плеяда ученых, художников и музыкантов, живших годами в усадебных гостевых домах: художник Васнецов с семьей, музыканты - сестры Гнесины, А.Скрябин; ученый К.Тимирязев с семьей и учениками, поэт А. Белый, писатель Салтыков-Щедрин, философ В.Соловьев, знаметитый доктор Гааз. Здесь также останавливался поэт А. Пушкин. Это было обусловлено удобным нахождением усадьбы на тракте Москва - Петербург и гостеприимством ее владельцев.
Слайд 8
После революции во время изъятия церковных ценностей из
храма было вынесено все ценное. В 30-х годах с
храма были сброшены колокола; иконы, золоченые резные киоты, древние иконостасы были безжалостно сожжены в колхозных теплицах. Перед войной после Пасхальной ночной Литургии 1941 года храм закрыли, однако в нем изредка еще совершались молебны и требы. Во время Великой Отечественной войны храм сильно не пострадал, несмотря на то, что на колокольне была устроена пулеметная огневая точка. Позднее территорию усадьбы занял плодопитомнический совхоз Демьяново, а храм – артель. Когда стеклодувная мастерская покинула здание храма, началось интенсивное его разрушение. Ветра, дожди и снега завершили то, что не успели сделать люди.
Слайд 9
В 1991 году усадьбе Демьяново был
придан статус филиала Государственного Дома-музея П.И. Чайковского в Клину.
Плачевная картина: алтаря в храме не было совсем, отсутствовали своды большой и малой трапезных, единственная уцелевшая колонна в четверике вот-вот готова была упасть, пустыми глазницами без крыши и перекрытий возвышалась колокольня. Это был, пожалуй, самый разрушенный храм в Клину и его окрестностях.
Слайд 10
Интенсивное восстановление храма началось с 1997 года. На
протяжении всех этих лет силами верующих, доброхотов и меценатов
и тщанием настоятеля храм возрождался из руин, а прилегающая территория благоустраивалась. Но лишь в 2002 г. церковь в Демьяново была официально передана верующим. И практически полностью разрушенный храм сегодня предстал в своей первозданной красоте.
Слайд 11
С 1999 года в работу
по восстановлению храма
включились доброхоты 9-й школы города Перми
- вывозили битый кирпич
и мусор из храма
- мыли окна и пол после строительных работ в помещении храма и трапезной
На переднем плане Виталий Лядов складывает обломки кирпичей на носилки. Мы помогаем начальному этапу восстановления храма. Виталий уже папа двоих детей, но до сих пор вспоминает те времена.
Слайд 12
Внутреннее убранство храма в 2016 году
Слайд 13
На территории погоста около храма имеются мемориальные захоронения
Танеевых, Чайковских, клинских купцов и духовенства, Н.Н. Загоскина. Именно
этот некрополь мы освобождаем от поросли и облагораживаем.
Слайд 14
Наш палаточный лагерь на территории парка около храма
в Демьяново
Слайд 16
Для меня работа в Демьяново не явилась первым
опытом участия в доброхотском движении. Годом раньше, летом, мы
трудились в Соловецком монастыре, а также работали в Нило-Столобенской пустыни (Тверская область), Но Храм Успения Божией Матери, в усадьбе Демьяново, оставил особый след в моем сердце. Может быть из-за удивительной красоты этих мест, которая восхищала и завораживала многих талантливых людей. Васнецов Аполлинарий Михайлович рисовал Демьяново.
Слайд 17
Школа в Демьяновской усадьбе была закрыта в 1951
году и со временем была разрушена, как и главный
православный храм усадьбы. Но протоиерей Олег Денисюк с начала возродил из руин Успенский храм, потом жилой дом и приступил к восстановлению воскресной школы. Всё это стало возможно благодаря труду верующей паствы, помощи прихожан доброхотов и меценатов. И вот выстраданный проект воплотился в жизнь. Именно в этой школе будут закладываются основы духовной жизни, основы веры, здесь начнется духовное возрождение человека.
Слайд 18
В ходе подготовки данной работы я выяснил один
факт, который мне не кажется случайным. К восстановленному храму
Успения Божией Матери, в усадьбе Демьяново приписан Храм преподобной мученицы великой княгини Елисаветы. Именно здесь настоятелем служит отец Олег Денисюк, автор эпиграфа к моей работе «Делать добро ради добра».