Слайд 2
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
“К искусству я относился,
как к наивысшей деятельности; жизнь я считал одним из
проявлений творчества”.
О.Уайльд
Среди самых влиятельных эстетов можно назвать имена таких поэтов как Джон Китс, Данте Габриель Россети, Джеймс Макнил Уистлер, а также одного из самых знаменитых эстетов — Оскара Уайльда. Именно он отразил направление эстетизма в своих произведениях, влиял на разум людей, внушая, что в жизни нужно ценить наслаждение, чувственное удовольствие и быть обворожительным. Оскар Уайльд первый эстет Европы, создавший своеобразный катехизис эстетики декаданса. Его знали как драматурга позднего Викторианского периода, поэта, драматурга и лондонского денди. Искусство для него находится в погоне за переживаниями, изысканными ощущениями. Оно избирательно и не приемлет обыденность. Главное – не создание, воспроизведение, а получаемое ощущение.
Слайд 4
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Эстетизм – своего рода
реакция на капиталистическое развитие, связанное с научно-технической революцией и
промышленным прогрессом. Эстетизм взывает к жизни гедонизм, стремление радоваться жизни и красоте, растворенной в ней. Гедонизм представлялся в виде эстетической позиции, провозглашавшей наслаждение высшим благом, к которому сводится человеческое существование. Наибольшее развитие гедонизм получил в Англии в последнее десятилетие XIX века, пройдя две стадии. Первая из них – активное эпикурейство, провозглашавшее активность, полноценность жизни, не признавая абсурда и имморализма. Этой точки зрения придерживался и У. Патер, учитель О. Уайльда. Но творчество О. Уайльда более склонно ко второму, пассивному эпикурейству, основанному на отсутствии всяких ценностей, на пышной галантности, дендизме и даже шокировании.
Слайд 5
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Ярче всего нашли отражение
в творчестве О. Уайльда взгляды оксфордского преподавателя Уолтера Патера
с его работой “Очерки по истории Ренессанса“. Излишняя прямолинейность, откровенность со своим реализмом не находили место в теории У. Патера. В его понимании искусство должно стремиться к субъективизму, чтобы дать выход воображению художника, подстегнуть читателя принять участие в творческом процессе, который не должен быть строго нормированным по заранее установленным канонам. Поэтому У. Патер всегда следовал принципу: “Всегда гореть сильным, ярким, как самоцветный камень, пламенем, всегда сохранять в себе этот экстаз…”
Слайд 6
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Впоследствии и Оскар Уайльд
руководствовался правилом У. Патера, стараясь привнести в свою жизнь
как можно больше поэзии, служащей противоядием против буржуазной химеры. И не зря им был выбран протест, вылившийся в эстетизм и дендизм, своеобразное противопоставление действительности не только духовно и морально, но и внешне: длинные волосы, короткая бархатная куртка, отороченная тесьмой, тончайшая шелковая рубашка с широким отложным воротником, мягкий зеленый галстук, штаны из атласной ткани до колен, черные чулки и лакированные туфли с пряжками.
Слайд 7
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Впервые О. Уайльд сформулировал
основные положения эстетической программы английского декаданса в лекции “Возрождение
английского искусства“ (1882). Именно здесь впервые была разработана теория “чистого искусства“, название которой стало жизненным кредо эстетов. Мысль эстета – это постоянное движение, постоянный поиск, мгновенное столкновение разума и сердца. Мысль подвержена расплывчатости, нарушению динамики цвета, эмоций и ритма, в ней проявляется новый принцип “ сцепления “, конструирования и моделирования связей и отношений. Искусство не преследует определенных целей, оно направлено само на себя. Искусство воспринималось О. Уайльдом своего рода откровением.
Слайд 8
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Очень важна для эстетов
форма, т.к. она должна быть подчинена высшим законам искусства.
Автора должны интересовать мгновенные, яркие впечатления, вызванные сиюминутным событием. Создавая произведение, художник должен задуматься, будет ли оно отражать, воссоздавать прекрасное, вызывать наслаждение. Творчество не должно быть обременено повседневностью, оно всегда стремится в поисках прекрасного, идеального, безудержного. Эстетическая теория получила свое развитие в более поздних трактатах, написанных в излюбленной для О. Уайльда форме диалога-парадокса: “Перо, полотно и отрава“ (1889), “Упадок лжи: протест” (1889), “Критик как художник” (1890).
Слайд 10
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Против упрощенного, вульгарного трактования
должен выступать субъективный подход, довлеющий над объективным, дающий свободу
каждому воспринимать данность индивидуально, согласно личностному мироощущению. Согласно с этим О. Уайльд вводит понятие творческой фантазии, иллюзии. Это теория была широко распространена в эпоху романтизма. Она нашла свое отражение в работах ряда философов и писателей. Впервые о воображение упоминается в трактате Френсиса Бекона “О достоинстве и приумножении наук”, где Ф. Бекон говорит о воображение как об одной из особенностей разумного организма, о ее способности создавать то, что никак не может существовать в действительности. Воображением также интересовались Томас Гоббс (трактат “Левиафан”) и Джон Локк (эссе “Опыт о человеческом разуме”).
Слайд 11
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Для Оскара Уайльда непосредственным
источником представлений о фантазии и воображении был Дж. Рескин,
который в свою очередь сформировал свои взгляды под влиянием У. Вордсворта, С. Т. Кольриджа и Ли Ханта. Для романтиков было свойственно понятие “активной вселенной” (“activeuniverse”), которое можно постичь только через воображение. Воображение для них ни коим образом не связано с ложью, оно всегда правдиво и разумно, оно является высшей ступенью человеческой организации.
Слайд 12
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Именно вторичное воображение нашло
сильную поддержку со стороны О. Уайльда. Вторичное воображение является
своеобразной созидающей силой. Оно имеет непосредственную связь с первичным, сознательным воображением. Но именно оно преобразует обычное видение предметов, разлагая и расчленяя, а затем заново синтезируя первичные впечатления. Следовательно, человек находится в постоянном созидании, тем самым освобождаясь от пустых условностей и сковывающей рассудочности.
Слайд 13
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Творчество О. Уайльда сопряжено
с парадоксализмом, “общие места навыворот”, что объясняется противоречием самому
себе, неожиданностью, непредсказуемостью поступков и оригинальным, экстравагантным способом мышления. Его называли “ужасным ребенком“ своего времени. Некоторые критики видели под стремлением показать прекрасное и мимолетное несостоятельность всей теории и неспособность бороться с “вывихами” века. В лице О. Уайльда видели порок и плоть “неправды“, скрывающиеся под маской совершенства. Когда “искусство принимает жизнь, как часть своего исходного материала, воссоздает ее, придает ей свежие формы, изобретает, придумывает, мечтает и ограждает себя от реальности непроницаемой преградой из изящного слога” [10], считает О.Уайльд, тогда художник достигает истинных целей.
Слайд 14
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Для О. Уайльда жизнь
– это эксперимент, постоянная игра, которая будет все более
очевидной в работах постмодернистов. Применение принципа игры в произведении тесно с работой Йохана Хейзинга “Человек играющий” (“HomoLudens”,1938), выдвинувшего идею двуединства культуры и игры. В этой философии “игра становится образом подвижных взаимодействий, устанавливающих и преобразующих связи элементов бытия”. Эта идея была воспринята Фридрихом Ницше и разработана более Жаком Деррида. Поиск выхода в игре, в эксперименте связан с усталостью, дисгармоничностью в естественной жизни. Это находит отражение в театральности, в гротесковом миросозерцании, нелинейном, многомерном способе мышления.
Слайд 15
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
„Искусство – зеркало, которое
отражает того, кто в него смотрится, а не жизнь
или природу“.
О.Уайльд
Литература О. Уайльда рассчитана на избранного читателя, она элитарна и рафинирована. Сам бы он не сильно обиделся, если бы его поняли далеко не все. Еще в молодости он сформировал для себя девиз: гении всегда возвышаются над массами, подчиняясь лишь своим собственным законам. Критерий гениальности для него – это степень эстетизации. Оскара Уайльда по праву называют “Принц парадокс”. Многие литераторы видят в нем лишь просто-напросто позу, обычную рисовку.
Слайд 16
«Эстетизм в творческой концепции О.Уайльда»
Искусство О. Уайльда, как
и искусство прерафаэлитов, все время должно было находиться в
постоянном поиске правды, мечты и идеала прекрасного. Основным критерием степени талантливости стала способность доставить удовольствие по средствам создания идеала красоты. Искусство служит во имя человека как личности. Оно направлено на глубокий индивидуализм, выделяющий личность за пределы коллективного, пришедшего на смену вместе с буржуазным укладом общества. Искусство должно быть синтетично. Основной акцент делается на эффект, достигаемый методом соединения художественных приемов, представляя собой органичный сплав. Любое произведение у О. Уайльда наделено уникальной музыкальностью, ритмичностью, служившей самым главным средством художественной выразительности.
Слайд 19
Лучше иногда падать,
ЧЕМ НИКОГД НЕ ЛЕТАТЬ
О. Уайльд