Слайд 2
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной
связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа
по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Слайд 3
Подготовка руки к письму.
Письмо - сложных координационный навык,
требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации
движений всего тела.
Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Слайд 4
Средства развития мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
Игры с крупой, бусинками,
пуговицами, камешками.
Игры с пластилином.
Игры с конструкторами и мозаикой.
Вырезание
ножницами.
Рисование и раскрашивание.
Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
Игры с веревочкой, шнуровки.
Графические упражнения. Штриховка.
Массаж кистей рук и пальцев.
Слайд 5
Пальчиковая гимнастика.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность,
гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
"Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Слайд 6
Динамические упражнения для пальцев (потешки)
"Апельсин"
"Мы
делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для
ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!«
(Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.)
Слайд 7
Статические задания:
Животные
Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть
и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть
вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.
Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).
Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.
Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.
Слайд 8
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие
«Лягушка». Положить руки на
стол. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой лежит
на плоскости стола. Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
Слайд 9
Кинезиологические физминутки
1.Колечко.
Поочередно и как
можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Слайд 10
2. Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на
плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости,
сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
Слайд 11
Игры с крупами
Прячем ручки
Пересыпаем крупу
Дождь, град
Покормим птичек
Разложи по
тарелочкам
Найди игрушку
Игра «Золушка»
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
Нарисуй домик, солнце
и тд.
Слайд 12
Игры с бусинками,пуговицами, мелкими камешками.
Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки
и макароны, сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.
Картины
из пуговиц.
Выкладывание букв, силуэтов.
Сортировка по заданному признаку.
Цепочки из цветных скрепок.
Слайд 13
Игры с пластилином
Картины из пластилина
Объемные изделия
Дощечки покрытые
пластилином для выкладывания на которых используются различные материалы: горох,
фасоль, семена тыквы, арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной величины пуговиц, палочки.
Слайд 14
Вырезывание ножницами
Силуэтное вырезывание.
Симметричное вырезывание.
Вырезание различных фигурок из старых
открыток, журналов.
Вырезание снежинок.
Слайд 15
Рисование, раскрашивание.
Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно
стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
Рисование по опорным точкам;
Дорисовывание второй половины рисунка;
Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
Слайд 16
Дорисуй вторую половину Рисунок с зайцем
Слайд 17
Раскрашивание картинок в книжках – раскрасках
Слайд 18
Ниткопись
Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного
цвета.
Слайд 19
Фигурки из палочек
«Часы»
Часы я на руку надел,
На время
изредка смотрел.
«Очки»
Очки помогают нам книги читать,
Писать, рисовать, готовить,
вязать...
«Пароход»
Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.
«Телевизор»
Без телевизора скучно, друзья,
Но долго смотреть телевизор нельзя.
Слайд 20
Счётные палочки
Жираф
Жирафы в Африке живут,
Жирафы в Африке
жуют.
А у меня жираф из палочек -
Из палочек, из
выручалочек
Дом
Дом я строю во Вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь и есть окошко -
Пусть живет в нем наша кошка.
Слайд 21
Графические упражнения. Штриховка.
Штриховка - одно из важнейших упражнений.
Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что
когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняются на нелинованной бумаге.
Слайд 22
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
Надавливание сильно сжатыми
четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину
ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Слайд 23
Работа с бумагой.
Плетение
Развитию точных движений
и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание
корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Слайд 25
Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок
из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему
Китаю, где и была открыта бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой
Оригами.
оригами рассказывает нам что среди самураев были очень популярны
амулеты оригами, выглядели они как специальный конверт, похожий на ножны, в середину которого вставлялся кусок акульей шкуры или сушеного мяса. Воины верили, что такой амулет сохранит их в бою и принесет победу.
Японская аристократия обязана была обладать навыками оригами, это был один из признаков высокого образования и хороших манер. Также оригами использовалось в чайных церемониях, а возлюбленные передавали друг другу любовные записки, сложенные в виде цветка или птицы.
Оригами.
Оригами.
Слайд 27
На сегодняшний день существует множество школ, направлений и
техник Оригами. Они применяют новые материалы, например, фольгированную бумагу,
и приспособления, например, ножницы или клей. Существуют модели, собранные из нескольких видов разноцветной бумаги, повторяющие формы современных предметов и классические фигуры, отдающие дань древней японской традиции. Главное в том, что искусство Оригами живет и развивается, не утрачивая своего обаяния и притягательности.
Слайд 28
Бумага для оригами может быть любой, но она
должна отвечать нескольким требованиям:
· бумага при сгибе не
ломается;
· бумага хорошо держит складку, то есть поделка не раскрывается, а сохраняет форму;
· после разгибания складки на бумаге виден ровный рубец, а не испещренная мелкими складками линия;
· бумага имеет ровный цвет и не пачкает руки.
Этим требованиям отвечает бумага для ксерокопий.
Бумага для оригами может быть любого цвета. С помощью раскрашивания можно разнообразить фигурки и создавать целые серии.
Слайд 29
Мокрое складывание – техника оригами, созданная мастером Акиро
Йошизава (Akiro Yoshizawa), особенностью которой является использование мокрой бумаги.
Благодаря этому модели становятся мягче, острые сгибы сглаживаются и фигура становится “живой”. Освоить технику несложно
Мокрое складывание
Сухое складывание
Слайд 35
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ НА САЙТЫ
http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html
http://origami-school.narod.ru/page_03.htm
http://oriart.ru/
http://www.origama.ru/
http://yourorigami.info/category/blog/sxemy
http://www.origami.ru/mod/i_clas.htm
http://drevo.sumy.ua/origami/Istoriya-origami.html
http://www.origama.ru/diagrams/star_sun/
http://iz-bumagi.com/index.php/liliya
http://www.klio-elena.ru/origami/orig.htm
http://edu.of.ru/school33tayga/default.asp?ob_no=61718
http://www.russika.ru/ef.php?s=4267
1· Коротеев И.А.
Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996
2.Сержантова Т.Б. 366 моделей
оригами. М, «Айрис Пресс», 2005
3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994
4.Черенкова Е..Ф. Оригами для малышей. М., Рипол классик ДОМ 21 век, 2006