Слайд 2
Новый год
На Руси Новый год
отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор
постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. Последний раз Новый год 1-го сентября был отпразднован на Руси с царской пышностью в 1698 году. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
Слайд 3
По указу Петра Великого с 1700
г. Новым годом стало 1 января (тем самым утвердив
европейский обычай празднования Нового года).
В 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января.
…А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
Слайд 4
Указ царя предписывал отмечать это событие особенно торжественно.
В канун Нового года Петр сам зажигал на Красной
площади первую ракету. По большим улицам зажигали огни – костры и пристроенные на столбах смоляные бочки.
Слайд 5
Гулянья с колокольным звоном, пушечной пальбой, звуками труб
и литавр продолжались всю ночь. Дома жителей столицы наряжали
в хвою деревьев и ветвей еловых и сосновых. С этого времени установился обычай ежегодно 1 января праздновать Новый год и ставить в дом ёлку.
Слайд 6
Новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро,
потому что раньше в ту пору был другой праздник
Святки. И многие старые обряды веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки - хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.
Слайд 7
Ёлка — неотъемлемый атрибут зимних праздников — также
прибыла в Россию вместе с петровскими реформами.
Однако прибывшая
«чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно — так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерево в праздничном уборе.
Слайд 8
К середине XIX века зимняя
красавица стала привычной для горожан, хотя в деревнях такого
«древнего народного обычая» ещё не знали. Но ёлка эта ещё не была новогодней — она называлась рождественской и украшалась игрушками, лакомствами, предназначенными в подарок гостям, и свечами, а макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда — серебряная или золотая. В русском Православии появилась традиция украшать хвойными ветками храмы в дни Святок (от Рождества Христова до Крещения), сама ёлка стала прообразом райского древа с плодами познания и Крестного Древа, а вечнозелёная хвоя — символом бессмертия. Впрочем, о симво-лической стороне помнили далеко не все, а взрослые на святочных увеселениях вели себя порою хуже детей…
Слайд 9
Предком нашего родного Деда Мороза, является восточнославянский дух
холода Трескун, Мороз, Студенец. Чаще Мороз предпочитал позабавиться, похрустывая
снежком, постукивая в стены домов, заставляя дрожать от холода путников (особо любил он морозить тех, кто сидит в санях, закутавшись в шубу, а те, кто бежал пешком или махал топором, так просто Морозу не давались). Таким же предстаёт Мороз в литературе XIX в. — «Мороз Красный Нос» Некрасова и старик Мороз в «Снегурочке» Островского.
Когда в России стали отмечать Новый год, в домах стал появляться старый дед с бородой и в валенках. Но тогда Дед Мороз не был веселым и добродушным. В одной руке у него был мешок, а в другой палка. Подарки он, конечно, дарил, но только умным и послушным детям, остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и Дед Мороз добрел и старел, перестал раздавать тумаки, а просто запугивал непослушных детей страшными сказками.
Слайд 10
Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка
и родилась она в России. Снегурочка - это литературный
персонаж. Появилась она в 1873 году и сначала называлась не внучкой деда Мороза, а дочкой . Произошло это благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку.
Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Слайд 11
Наверное, в мире уже не осталось страны, которая
не претендовала бы на звание родины Деда Мороза. На
первых местах здесь, конечно же, скандинавские страны - Финляндия, Дания, Норвегия. Но не только - на данный титул претендовали в разное время даже Турция и Китай. Россия в этом споре никак не отстаёт от остальной планеты. В 1998 российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг - древнейший город Вологодской области.
Слайд 13
К дому Деда Мороза ведет Тропа Сказок
Слайд 14
Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом,
если попадалось хлебное зерно – к замужеству; а чтобы
весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение дня несколько раз переодевались.
Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.
Если случилось что-нибудь с человеком на Новый год, то же будет с ним все двенадцать месяцев;
Не делай тяжелую и грязную работу – иначе весь год будет в тяжком труде без отдыха;
Не отдавай долгов – весь год расплачиваться.
Новогодние
приметы
Слайд 17
На Руси народ праздновал Рождество торжественно. В первый
день после богослужения молодежь, взрослые и даже пожилые люди
ходили «славить Христа». Детвора разучивала песнопения, вроде такого: «Волхвов привечайте, святое встречайте, пришло Рождество, начинаем торжество! С нами звезда идет, молитву поёт.»
Рождеству предшествовал длительный (40- дневный ) пост, во время которого еда ограничивалась. В день накануне Рождества не ели ничего до появления первой звезды. В старину после её восхода семья собиралась на молитву перед образами. Затем старший в доме вносил охапку соломы. Её расстилали на столе, покрыв скатертью. Вечером ели только овощи и «кутью»(кашу). Тем желаннее были лакомства, которые хозяйки стряпали к началу празднества.
Слайд 18
Рождественские
лакомства
В северо – русских губерниях делали особое
печенье «козульки» в виде фигурок животных. Их делали детям
или выставляли в оконцах. В Нижегородской губернии выпечку из фигурок называли «колядушки», в Рязанской – «овсеньки». В Сибири лепили «сырчики» - замороженные колобки из творога. Такие лакомства укладывали в мешки поздравлявших. Одаривали не только славельщиков, сладостями делились с бедняками, больными.
Слайд 19
Святочные гуляния
Прихожане приглашали знакомых и родственников на святочные
гуляния. И стар, и млад славил рождение Христа на
улицах и перекрестках. Дети ходили по домам с раскрашенной бумажной рождественской звездой и вертепом – ящиком в виде пещеры, где родился Иисус. Этот обычай появился в 16 – 17 вв. в Малороссии. Дети пели о рождении спасителя мира, добавляя от себя песни – колядки. Взрослые одаривали маленьких христославов деньгами и пирогами.
Слайд 20
На улицах толпы ряженых плясали и пели песни
«игривого содержания».Их щедро одаривали сладостями, а те в благодарность
желали всем здоровья и благополучия. Дети качались на качелях и катались на досках – обычная праздничная забава. Особенно веселили народ скоморохи – песенники, музыканты, плясуны и кукольники.
Слайд 21
Святочные дни
«Святки, то есть
святые дни – 12 дней от Рождества до Крещения.
Они называются и святыми вечерами, может быть в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, свершившихся в ночное время . Святить 12 дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен…Между тем святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года, » - так популярно объясняет энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Слайд 22
Святки начали праздновать за 3 тыс. лет до
н.э. древние шумеры, халдеи и ассирийцы. Первые 12 дней
в начале года сопровождались шумными карнавалами и мистериями. А ночи на 8 и 11 день посвящали гаданиям. У славян такие мистерии получили название – колядок. Обрядность этих дней – игровая, но когда – то носила магический характер, направленный на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, а в семье – счастье. Гадания были привилегией женщин.
Слайд 23
Перед Крещением (19 января) собирали снег
за околицей. Подмешивали его в корм скоту, давали птице
да и для людей запасались талой водой, так как она была целебной. В крещенский сочельник пожилые люди не ели до звезды или до святой воды. В праздничный день обязательно старались участвовать в крестном ходе и Иордани – заранее приготовленной проруби в реке.
Слайд 24
Люди шли на водосвятие с бутылками, горшками, кувшинами.
Священник под звон колоколов и пение: «Спаси, Господи, люди
твоя…» - опускал в реку крест. После этого в течение 12 дней вода считалась чистой, святой, в ней не полагалось стирать бельё. Грехи же и хвори крещенская вода смывала хорошо, а поэтому находились желающие окунуться в холодную воду.
Святую воду хранили целый год. Днем Крещения оканчивались святочные празднества, уходил в прошлое старый год, начинались дела и заботы нового.