Слайд 2
История культуры
С 1547 года, с венчания Ивана IV
на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны
— Российское государство, Россия.
В 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды.
Влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью.
С 1613 года в России правит новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет.
Слайд 3
Специфические черты русского национального самосознания
Соединение характерной для Востока
духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии,
со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада;
Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание;
Приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием;
Приоритет государственных начал, интересов державы.
Слайд 4
Культура России XVII в.
XVII в. – переходный период
российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени; «бунташный
век»;
Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность;
В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.
Слайд 5
Секуляризация
Процесс освобождения культуры от влияния религии. Выражается
в изменении ее места в обществе, сужении круга выполняемых
ею функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятие образования из ведения церкви, развитие светского искусства и морали.
Слайд 6
Литература
Проникновение в литературу заведомого вымысла;
сфера литературного творчества расширяется,
во многом за счет фольклора;
появляются произведения, герой которых –
мелкий служилый дворянин или купец.
«Повесть о Фроле Скобееве»;
«Повесть о Савве Грудцине»;
«Повесть о Шемякином суде»;
«Повесть о Ерше Ершовиче
Слайд 7
Летописи и хронографы
XVI в. «Степенная книга» — с
описанием портретов и времени правления великих русских князей
Появление хронографов
- своеобразной всемирной истории того времени
Слайд 8
Авторская литература
Симеон Полоцкий (1629-1680 )
«Комедия притча
о блудном сыне»;
«Орел Российский»;
Юрий Крижанич (1618–1683)
«Беседы о правлении»
Слайд 9
Житие (агиография)
«Житие протопопа Аввакума»;
«Житие Юлиании Лазаревской».
Слайд 10
Образование и наука
Появление русского книгопечатания в 1564 году,
когда была издана первая датированная книга «Апостол»;
В 1692 г.
появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина.
В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия;
Были написаны первые пособия по математике, геометрии.
Слайд 11
Архитектура
Подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства;
Излюбленный архитектурный
элемент – шатрами увенчанная колокольня;
«Нарышкинское барокко»
церковь Троицы в Никитниках,
1634 г.
церковь Покрова в Филях, 1693 г.
Слайд 12
Живопись
«годуновская» школа иконописи;
«строгановская» школа».
Слайд 13
Симон Федорович Ушаков
(1626 – 1686)
«Спас нерукотворный»
«Троица»
Слайд 14
Парсуны
Михаил Васильевич Скопин-Шуйский,
парсуна. Вторая половина XVII века
Иван
Грозный. Парсуна. Начало XVII века
Слайд 15
Итоги XVII века
В XVII веке завершилась история средневековой
русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени.
Для
него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи — в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.
Слайд 16
Культура XVIII века
Важной чертой культуры нового времени стала
ее открытость, способность к контактам с культурами других народов,
что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости.
Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.
Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.
Слайд 17
Образование и наука
В 1714 году была открыта первая
библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук;
В 1719 году открывается
первый русский музей — Кунсткамера;
Создается система светских школ.
С 1 января 1700 года введено летосчисление «от Рождества Христова»;
В 1725 году открыта Академия наук;
В 1703 году напечатана первая газета «Ведомости».
Слайд 18
Литература
Феофан Прокопович (1681 – 1736)
«Слово похвальное о флоте
российском»;
«Духовный регламент»;
«Правда воли монаршей».
Иван Тихонович Посошков (1652–1726)
«Книга о скудости
и богатстве»
Слайд 19
Публицистика эпохи Просвещения
Николай Иванович Новиков (1744 – 1818)
Екатерина
Слайд 20
Литература II половины XVIII в
классицизм – направление в
искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика,
ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил
Сентиментализм -направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира.
Слайд 21
Реализм
Александр Николаевич Радищев
(1749 – 1802)
«Путешествие
из Петербурга в Москву»
Реализм — правдивое изображение реальной действительности.
Слайд 22
Живопись
Россия приобщается к западной школе живописи;
Русские художники овладевают
техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы
(холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира;
В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства;
Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло.
В живопись проникает невиданное многообразие образов и сюжетов.
Слайд 23
Иван Никитьевич Никитин (1690–1742)
Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739)
портрет
канцлера графа Г. И. Головкина
автопортрет с женой
Слайд 24
Гравюра
Осада Очакова в 1737 году. Гравюра XVIII века.
Слайд 25
Федор Степанович Рокотов
(1735–1808)
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на
полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий
Слайд 26
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822)
Портрет М.А. Дьяковой
Портрет Е.И. Нелидовой
Слайд 27
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825)
Портрет М.И. Лопухиной
Екатерина II
на прогулке в Царскосельском парке
Слайд 28
Скульптура
Карло Бартоломео Растрелли
(1675 –
1744)
статуя Анны Иоанновны с арапчонком
Слайд 29
Федор Иванович Шубин
(1740–1805)
Скульптурный портрет Павла I
Скульптурный портрет
М.В. Ломоносова
Слайд 30
Архитектура
Доменико Трезини (1670 – 1734)
Слайд 31
Франческо Бартоломео Растрелли, 1700–1771 гг.
Большой Петергофский дворец (1755
г.)
ансамбль Смольного монастыря (1764 г.)
Барокко