Слайд 2
Жанры мастерских
построения знаний;
творческого письма;
ценностных ориентаций;
мастерские по самопознанию;
смешанного типа.
СОЧЕТАНИЕ
УЧЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА
Слайд 3
ХАРАКТЕРИСТИКИ
атмосфера доверия и сотрудничества учащихся и мастера;
чередование парной, индивидуальной и групповой работы;
содержательная
работа с дидактическим материалом;
обращение к личному опыту школьников;
связь с другими видами искусств;
переход на позиции партнёрства с учащимися, ненасилия, безоценочности;
приоритет процесса над результатом;
«погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.
Слайд 4
Цели:
ученик должен действовать автономно и рефлексивно (познавательная
и самообразовательная компетенции);
использовать различные средства интерактивно;
входить в
социально-гетерогенные группы и функционировать в них (социальная и личностная компетенции).
Слайд 5
Этапы мастерской:
мотивационный(предъявление индуктора);
создание творческого продукта;
социализация;
промежуточная рефлексия* и самокоррекция деятельности, формирование информационного запроса
(выстраивание новых проблем);
новая информация и её обработка;
корректировка творческого продукта или создание нового варианта;
социализация;
общая рефлексия.
* Рефлексия (от лат reflexio «отражение»)
Слайд 6
Название мастерской
Имя поэта (даты жизни)
Слайд 7
Задание 1
Записать ассоциативный ряд к слову «облик».
Слайд 8
Задание 2
Прочитав воспоминания современников о творческой личности, имя
которой пока остается загадкой,
а) подготовить группой ответ на
вопрос: какое впечатление сложилось у вас об этом человеке?
б) высказать предположение: кто этот человек?
Слайд 9
Свидетельства современников
Трудно вспомнить в новейшей
русской литературе более чистую биографию: ни одной подлой подписи,
ни одной измены таланту, а что были у него в разное время честные иллюзии - так они, как показывает практика, зачастую плодотворней кислого скепсиса. Он ничего в жизни не написал ради куска. Он вытащил на свет Божий, напутствовал, поддерживал несколько сотен поэтов, талантливых и не слишком; поддержка его бывала слишком щедрой, но никогда - машинальной. Он отважно подставлялся, экспериментировал, честно признавался в кризисах, считая их признаком роста, и не стыдился меняться. В общем, он был одним из очень немногих людей в нашей стране и в наше время, кто вел себя как поэт - и понимал, что право на это звание надо доказывать ежедневно.
Слайд 10
Свидетельства современников
Я скажу, что
знаю два космических явления в поэзии: это Велимир Хлебников
и …, потому что в его устах, в его стихах обыкновенные слова, которыми мы пользуемся в жизни, стали бьющими, разящими. Они стали хитрыми, ударными, сильными, скрежещущими. В них какой-то металлический отзвук. Они звенели, гудели и вселяли надежду. Вселяли целебное чувство любви и сострадания.
Слайд 11
Свидетельства современников
Он ослепительный человек: добрый,
восхищенный, умеющий мчаться навстречу событиям. Это поэт, который пропускал
через свои нервные клетки все, что происходило с нами в последние четыре десятилетия.
Слайд 12
Свидетельства современников
Я его знал именно
как человека, человека сверхъестественной чуткости, чуткости к движению времени,
чуткости к движениям тайных потоков вселенной, чуткости к людям. Он относится к той редкой категории настоящих людей, о которых в книгах пишут. Ему не нужно было выделяться, потому что он уже был на голову выше большинства, но старался этого не показывать. Это не скромность, это естественно. Люди хотят жить в мире с другими людьми, а если ты немножко другой породы - это сложно. Он был немножко другой породы. Настоящий поэт чуток к тому, о чем люди, как правило, даже не знают. Когда время движется, мы этого не замечаем, а он чувствовал. Он чувствовал все перемены, которые влечет время, а мы этого не замечаем. Он обращал внимание на движение вселенной. Движение вселенной - это... не опаздывание на автобус и не расталкивание локтями в транспорте, чтобы протиснуться внутрь. На деловой язык не перевести. Это то, как движется вечность...
Слайд 13
Свидетельства современников
Он был довольно закрытым
человеком, как мне кажется. Но в нем было очень
много внутренней энергии, которая его поддерживала, когда он уже сильно болел. Трудно себе представить, чтобы человек, в том состоянии, в каком был он в последние годы, появлялся на публике. Про другого бы сказали: "Отмучился". А он не мучился - он жил! Стихи сочинял почти до последнего дня.
Слайд 14
Факты биографии
Родился 12 мая 1933 года в Москве.
В четырнадцатилетнем возрасте
послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала значительное влияние на его судьбу.
В 1957 году закончил Московский архитектурный институт.
Первый сборник, «Мозаика», изданный во Владимире, навлёк гнев властей. Редактора сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж.
В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущёв подверг поэта разгромной критике.
Его стихи переводил Роберт Кеннеди.
Не раз беседовал с Мартином Хайдеггером, Жаном-Полем Сартром, Пабло Пикассо и дружил с Артуром Миллером.
На его стихи поставлен спектакль «Берегите ваши лица» в театре на Таганке, рок-опера «Юнона и Авось» в «Ленкоме».
Слайд 15
Награды
Государственная премия СССР (1978) — за сборник «Витражных дел
мастер» (1976).
Орден Трудового Красного Знамени (1983)
Он является почётным членом
десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2003)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы.
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
Слайд 16
Название мастерской
Андрей Вознесенский (1933 - 2010)
Слайд 17
Задание 3
Прочитайте предложенное группе стихотворение.
На что вы прежде
всего обратили свое внимание: тема, идея, образы, средства выразительности,
лирический герой?
Представьте свои выводы в виде сочинения-миниатюры.
Подумайте о названии мастерской, связанном с особенностями творчества поэта (ваше мнение вы выскажете несколько позже ).
Слайд 18
Задание 4
Выслушав выступления всех групп, сравните собственное
и
предложите единое название
нашей мастерской.
Слайд 19
БАЛЛАДА ТОЧКИ
«Баллада? О точке?! О смертной пилюле?!.»
Балда!
Вы
забыли о пушкинской пуле!
Что ветры свистали, как в дыры
кларнетов,
В пробитые головы лучших поэтов.
Стрелою пронзив самодурство и свинство,
К потомкам неслась траектория свиста!
И не было точки. А было — начало.
Мы в землю уходим, как в двери вокзала.
И точка тоннеля, как дуло, черна...
В бессмертье она?
Иль в безвестность она?..
Нет смерти. Нет точки. Есть путь пулевой —
Вторая проекция той же прямой.
В природе по смете отсутствует точка.
Мы будем бессмертны.
И это — точно!
не в пространстве, а во времени,
минутные деревья вам
доверены,
владейте не лесами, а часами,
живите под минутными домами,
и плечи вместо соболя кому-то
закутайте в бесценную минуту.
Какое несимметричное Время!
Последние минуты-короче,
последняя разлука -длиннее...
Килограммы сыграют в коробочку.
Вы не страус, чтоб уткнуться в бренное.
Умирают - в пространстве.
Живут - во времени.
Слайд 21
Правила поведения
за столом
Уважьте пальцы
пирогом,
в солонку курицу макая,
но умоляю об одном –
не трожьте музыку руками!
Нашарьте огурец со дна
и стан справасидящей дамы,
даже под током провода –
но музыку нельзя руками.
Она с душою наравне.
Берите трёшницы с рублями,
но даже вымытыми не
хватайте музыку руками.
И прогрессист и супостат,
мы материалисты с вами,
но музыка – иной субстант,
где не губами, а устами...
Руками ешьте даже суп,
но с музыкой – беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.
Слайд 22
ИЗ ЦИКЛА "ПОЭМА RU"
(или просто - "RU")
Как
Ты меня любишь,
как Ты меня любишь, как любишь!..
В
сердце впрыснувши наркоту,
сбросив тыщи осенних юбищ,
посвящаешь меня в наготу.
Ты - свобода моей неволи.
Это Ты в брусничном бору,
натерев позвонки канифолью,
посвящала меня в игру.
Дрожь над полем, над лопухами,
недоступное маляру
исчезающее Твое дыханье,
нерукотворная моя ru...
Слайд 23
СКУЛЬПТОР СВЕЧЕЙ
Скульптор свечей, я тебя больше года
вылепливал.
Ты — моя лучшая в мире свеча.
Спички потряхиваю, бренча.
Как ты пылаешь великолепно
волей создателя и палача!
Было ль, чтоб мать поджигала
ребенка?
Грех работенка, а не барыш.
Разве сжигал своих детищ Коненков?
Как ты горишь!
На два часа в тебе красного воска.
Где-то у коек чужих и афиш
стройно вздохнут твои краткие
сестры,
как ты горишь.
Как я лепил свое чудо и чадо!
Весны кадили. Капало с крыш.
Кружится разум. Это от чада.
Это от счастья, как ты горишь!
Скульптор свечей
Слайд 24
Задание 4
Выслушав выступления всех групп, сравните собственное
и
предложите единое название
нашей мастерской.
Слайд 25
Скульптор свечей
Андрей Вознесенский (1933 - 2010)
Слайд 26
Задание 5
Все свои впечатления, мысли и чувства, возникшие
от общения с личностью и творчеством поэта, постарайтесь передать
в авторском синкане.
Слайд 27
Создание синкана
«Андрей Вознесенский»
Структура синкана:
- тема (имя существительное);
- описание
(2 имени прилагательных);
- действие (3 глагола или деепричастия);
- личное
отношение (фраза – 4 слова);
- перефразирование сущности (одно слово).
Слайд 29
Скульптор свечей
Андрей Вознесенский (1933 - 2010)
Слайд 30
Андрей Вознесенский
Душа…
Неравнодушная, горящая.
Чувствует, творит, вдохновляет –
Горенье, а не
тленье.
Скульптор свечей!
Слайд 31
Итоговая рефлексия по алгоритму «Я – мы –
дело»
«Я»: как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен
ли собой, что открыл в себе и для себя?
«Мы»: комфортно ли было работать в группе?
«Дело»: какие затруднения возникли, как преодолели учебные проблемы?