Слайд 2
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в
системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни
Само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли со второй половины 18 века.
Слайд 3
Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание
и обучение самого человека.
В немецкой классической философии культура
- это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.
В конце XIX - начале XX в культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.
В начале XX века широкую известность получила концепция "локальных" цивилизаций - замкнутых и самодостаточных культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривалась как последний этап развития данного общества.
Слайд 4
Многообразие типов культуры можно рассматривать в
двух аспектах:
многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на
социо-культурных суперсистемах,
внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.
В рамках же отдельного общества можно выделить:
высокую (элитарную)
народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и
массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
Слайд 5
Массовая культура формирует иную,
ту, что называют высокой, или — элитарной.
Массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.
Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью .
Слайд 6
Массы – есть воплощение стадности, унифицированности,
шаблонности» Д.
Белл
американский социолог
Слайд 7
Музыка Моцарта в зале филармонии остается
явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном
варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой.
Итак, в отношении субъекта творчества - восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую .
Слайд 8
Элитарность и массовость имеют равное отношение
как к феноменам Культуры.
В самой массовой
культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом и всячески поддерживаемую им. Искусство социалистического реализма является одной из главных разновидностей такого искусства.
Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимо-соединения и комбинации.
Слайд 9
Специфической чертой ХХ
в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся
средствам массовой коммуникации.
Цель массовой культуры
Для чего нужна массовая культура?
Для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности , когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.Именно таким образом массовая культура противопоставляется фундаментальной культуре.
Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм .
Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна,так как обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
Слайд 10
Массовая культура возникла в ХХ в. не только
благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников
информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий.
Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное —в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Слайд 11
Массовая культура возникла в ХХ в. не только
благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников
информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий.
Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное —в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.
Слайд 12
Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений
социо-культурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом
с точки зрения общей теории культуры.
Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры. В соответствии с концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура.
Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры стали называть социальными субкультурами.
Слайд 13
Третья социальная субкультура – элитарная.
Под
этим словом обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую
качественность культурной продукции.
Ее главная функция – производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации общества и легитимного насилия в интересах поддержания этой организации), а также обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли).
Элитарную субкультуру отличает :
очень высокий уровень специализации;
высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной" психологией любой элиты).
Слайд 14
Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры
нашего времени можно выделить следующие:
индустрия "субкультуры детства" ,преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание навыков социальной и личной культуры, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
массовая общеобразовательная школа, тесно связанная с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям.
средства массовой информации, транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.
Слайд 15
система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания
, контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его
отдельных групп , манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.
массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения.
массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, экстрасенсорика, "шпиономания", "охота на ведьм), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне)
Слайд 16
рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их
проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
индустрия
развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу.
индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа, что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма;
индустрия интеллектуального и эстетического досуга ,приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности.
Слайд 17
Жанры массовой культуры
Необходимым свойством продукции
массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий
успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной — только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех..
Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, — отчетливое членение на жанры.