Слайд 2
Расположение Никольской улицы на карте.
Слайд 3
Происхождение названия
Никольская улица в Китай-городе слыла в народе
«сосредоточием православного
духа, книжной мудрости и академической учености».
Протянулась от Красной
до Лубянской площади.
В домонгольское время являлась частью Великой Владимирской дороги,
соединявшей Кремль с Ростовом Великим, Суздалем и Владимиром.
В конце XV века называлась Сретенской улицей по Сретенскому монастырю,
к которому она вела (её продолжение — это нынешние улицы Большая Лубянка,
где этот монастырь расположен, и Сретенка).
В середине XVI века улица стала называться Никольской по монастырю
Николы Старого, находившемуся в начале улицы.
Слайд 4
Немного из истории улицы.
В 1553-1563 гг. Иван Грозный
построил рядом с Никольским монастырем Печатный двор - первую
на Руси типографию, которой в 1564 году была выпущена одна из первых печатных книг - “Апостол”. Выход ее вызвал бурный протест переписчиков книг, у которых печатание отнимало заработок.
Деревянные здания на Печатном дворе горели дважды - в 1611-1612 и 1626 годах. Новое, каменное двухэтажное здание с башней в 27,7 м высотой было построено в 1642-1645 гг. Строили его Шарутин и Неверов. В 1654 г. все деревянные здания во дворе были разобраны, и в 1656 г. на их месте построены каменные здания.
Слайд 5
В 1612 г. по Никольской улице войска князя
Дмитрия Михайловича Пожарского гнали отступавшие к Кремля войска поляков.
В начале XVIII века у Воскресенских ворот, между Никольской улицей и стеной Китай города, находился Земский двор. В объяснении к Годуновскому чертежу Москвы 1605 года сказано, что в нем находились “городские судилища”, в объяснении же к Сигизмундову плану 1610 года - “земский приказ и канцелярии”. Олеарий в 1634 году называл это место Земским двором.
Слайд 6
В 1660 г. с западной стороны Никольского монастыря
был построен Спасский монастырь, известный под именем Заиконоспасского, так
как стоял за расположенным по Никольской улице Иконным рядом. “В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице была устроена школа, для которой были выстроены особые деревянные хоромы. В школе ученики должны были “учитца по латыням” и “грамматическому учению”. Возглавлял ее Симеон Полоцкий (умер в 1680 г.). Первоначально учащиеся были набраны из молодых подъячих разных приказов. В их числе находился и подъячий Приказа тайных дел Семен Агафонович Медведев, впоследствии постригшийся в монахи под именем Сильвестра и ставший известным писателем и ученым. Эта школа готовила образованных подъячих для центральных правительственных учреждений. Знание латинского языка, как международного, было важно для чинов Посольского приказа.
Слайд 7
В XVI–XVII веках улицу активно заселяли знатнейшие роды:
за торговыми
рядами и монастырями стояли дворы бояр Салтыковых, Шереметевых,
князей
Воротынских, Буйносовых-Ростовских, Хованских, Хворостининых, Телятевских,
Трубецких и др.
Самым большим владением на улице в XVIII веке был двор князей Черкасских,
в 1743 году перешедший к графам Шереметевым.
В 1808 году дом был продан книгопродавцу Глазунову — его магазин был
крупнейшим в Москве. При нем была библиотека для чтения.
Слайд 8
Памятники Никольской улицы.
Памятник братьям Лихудам
Богоявленский переулок, 12., метро
«Площадь Революции»
Памятник греческим ученым и просветителям братьям Иоанникию (1633–1717
гг.) и
Софронию (1652–1730 гг.) Лихудам – последняя работа известного русского
скульптора лауреата Государственной премии СССР и общественного деятеля
Вячеслава Михайловича Клыкова (1939–2006 гг.).
Архитектор Виктор Пасенко.
Открылся 31 мая 2007 года после смерти скульптора.
Памятник установлен на газоне перед входом на территорию Богоявленского собора,
единственного сохранившегося из двух храмов Богоявленского монастыря.
В торжественной церемонии открытия принимали участие Мэр Москвы Ю. М. Лужков,
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II,
Президент Греческой Республики К. Папульяс.
Присутствие посла К. Папульяса неслучайно, памятник — дар городу правительства
Греческой Республики в рамках укрепления духовных и культурных связей
между Москвой и Грецией.
Фигуры греков-просветителей, облаченных в монашеские ризы, заняты переводом
Библии на церковнославянский язык.
Софроний, стоя, держит свиток, Иоанникий восседает на резном стуле с развернутой
грамотой в руках; перед ними — Священное Писание и чернильница с перьями.
Слайд 9
Солнечные часы
Никольская ул., 15, метро «Площадь Революции», «Лубянка»,
«Театральная»
На фасаде здания Синодальной типографии можно увидеть любопытную деталь
—
солнечные часы.
Солнечные часы в XVII–XVIII вв. часто устанавливались на общественных и
частных зданиях, соборах и монастырях.
Помимо Синодальной типографии, солнечные часы в Москве можно увидеть в
Новодевичьем монастыре и в некоторых подмосковных селах.
Слайд 10
Памятники архитектуры.
Казанский собор Один из самых почитаемых храмов
столицы.
Возведён подмастерьем Абросимом Максимовым в 1635–1637 гг. на месте
сгоревшей
деревянной церкви, выстроенной на средства князя
Дмитрия Пожарского в 1626–1630 гг.
На строительство собора царь Михаил III Фёдорович Романов (избранный
на царство Земским собором 25 февраля 1612 года), выделил кирпич от
стоящегося дворца в Кремле.
Название получил в честь Иконы Казанской Божьей Матери (список которой был
войсковой святыней ополчения Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского).
Икону Казанской Божьей Матери торжественно внесли 22 октября 1611 года в
освобождённый от поляков Кремль и установили в Успенском соборе.
После возведения она была пересена в Казанский собор и стала его
главной святыней.
Освящён в 1636 году Патриархом Иосифом в присутствии царя Михаила Фёдоровича и
князя Пожарского
Слайд 11
Заиконоспасский монастырь
Никольская ул., 7–9, стр. 4, метро «Театральная»
Спасский
монастырь, построенный в 1660 году на территории одного из
старейших
московских монастырей, Николы Старого, известного с XIV века.
В XVI веке западный участок монастыря обособился и стал самостоятельным
монастырем, первоначально называвшимся Спас Старый, по стоявшей на нем
Спасской церкви.
Название Заиконоспасский получил, так как стоял за Иконным рядом по
Никольской улице.
Монастырь основан Борисом Годуновым в 1600 году.
Собор Спаса Нерукотворного Образа — главная церковь монастыря – построен
в 1660 году по повелению царя Алексея Михайловича.
В 1737 году пострадал от пожара.
В 1812 году Заиконоспасский монастырь был разграблен французами.
Слайд 12
Собор Спаса Нерукотворного Образа
Никольская ул., 7–9, метро
«Театральная»
Собор Спаса Нерукотворного Образа — главная церковь Заиконоспасского монастыря,
К
счастью — уцелел до настоящего времени.
Построен посреди монастырского двора в 1660 году князем Волконским по повелению
царя Алексея Михайловича.
Это один из лучших памятников «московского барокко» петровской эпохи.
Несколько раз перестраивался (1720 г., в 1737 году пострадал от пожара,
возобновлен при Елизавете Петровне в 1742 г., обновлялся в 1851 г.).
В соборе говорили речи монахи, проповедники, наставники и воспитанники
Славяно-греко-латинской академии, среди которых был М. В. Ломоносов.
Сейчас территория вокруг собора плотно оккупирована магазинами и ресторанами,
а в верхних этажах разместились факультеты Историко-архивного института.
Слайд 13
Типография Ивана Фёдорова
Никольская ул., 15, метро «Площадь Революции»,
«Лубянка», «Театральная»
В XVI веке справа от Никольского монастыря на
Никольской улице стоял
государев Печатный двор.
Необходимость издания печатных книг было вызвана острой потребностью
Церкви в большом количестве выверенных канонических текстов с целью устранения
разночтений в имеющейся канонической литературе и распространением их
по церквям и монастырям.
Второй причиной было стремление предотвратить католическую экспансию,
распространение с Запада униатства.
Иван Фёдоров (ок. 1510–1583 гг.), получив должность дьякона в церкви
Николы Гостунского в Кремле, принимал участие в работе комиссии по
«исправлению» церковных книг (устранению разночтений).
Слайд 14
Главная подтема: Николо-греческий моностырь.
Слайд 15
Николо-Греческий монастырь находился на посаде Москвы уже в
конце XIV века, когда еще не было стены Китай-города,
и прилегающая к восточной стене Кремля территория называлась посадом — у подножия городской крепости «садились», то есть селились ремесленники и торговцы. Вероятно, в те годы монастырь находился подле Богоявленского монастыря.
Доподлинно неизвестно кем и когда был основан этот монастырь. Первое упоминание о нем относится к 1390 году, в связи с визитом в Москву из Константинополя митрополита Киприана, с сопровождавшими его греческими монахами. Здесь митрополит, готовясь к торжественной встрече с великим князем Василием I, вместе с прибывшими священнослужителями облачился «у Николы Старого» в архиерейские облачения, и с крестным ходом они направились отсюда в Кремль, в Успенский собор.
Слайд 16
Есть сведения, что в монастыре Николы Старого некоторое
время провёл в заключении митрополит Филипп (Колычев), после чего
был официально низложен и, после недолгого пребывания в китайгородском Богоявленском монастыре, сослан в тверской Отроч монастырь.
В Никольском монастыре традиционно останавливались прибывавшие в Москву из Византии и Греции монахи и путешественники. В середине XVI века он фактически был закреплён за греческими монахами. За список с Иверской иконы Богоматери, привезённый из Афонского Иверского монастыря, царь Алексей Михайлович пожаловал Никольскую обитель этому монастырю. Сам же чтимый образ был установлен в Иверской часовне у ворот Китай-города.
Слайд 17
Монастырь не раз страдал во время пожаров Москвы
в XVIII веке. Он продолжал оставаться средоточием греческой и
балканской диаспоры в Первопрестольной. К 1737 году собор «Никола Большие главы» был перестроен на средства молдавских князей Кантемиров, которые сделали его своей усыпальницей. В частности, здесь был похоронен поэт Антиох Кантемир. В 1812 году храм был разграблен и поврежден наполеоновскими солдатами, но после войны восстановлен.
В начале XX века здания обители были полностью перестроены под руководством К. Ф. Буссе. Монастырь был закрыт советской властью
Слайд 18
Смысл экскурсии по Никольской улице.
Большинство Россиян являются верующими
христианами, Никольская улица же является одним из немногих мест
где располагается такое количество храмов и монастырей. Ощутить себя более возвышенно в духовном смысле и узнать и открыть для себя много интересного из истории этих мест, разве одно это не может являться причиной для экскурсии?