Слайд 2
Понятие операционной системы
Структура вычислительной системы
аппаратное (техническое) обеспечение: процессор,
память, монитор, дисковые устройства и т.д., объединенные магистральным соединением,
которое называется шиной.
программное обеспечение, которое принято делить на две части: прикладное и системное.
Слайд 3
Структура вычислительной системы
Слайд 4
Операционная система ( ОС, в англоязычном варианте - operating system ) –
базовое системное программное обеспечение, управляющее работой компьютера и являющееся
посредником ( интерфейсом ) между аппаратурой ( hardware ), прикладным программным обеспечением ( application software ) и пользователем компьютера ( user ).
Слайд 5
Основные цели работы операционной системы
Обеспечение удобства, эффективности, надежности, безопасности
выполнения пользовательских программ.
Обеспечение удобства, эффективности, надежности, безопасности использования
компьютера.
Обеспечение удобства, эффективности, надежности, безопасности использования сетевых, дисковых и других внешних устройств, подключенных к компьютеру.
Слайд 6
Особая функция современных ОС
Обеспечение безопасности, надежности и защиты
данных.
Слайд 7
Основные точки зрения на роль ОС в процессе
вычислений
Операционная система как виртуальная машина
Операционная система как менеджер ресурсов
Операционная
система как защитник пользователей и программ
Операционная система как постоянно функционирующее ядро
Слайд 8
Общая картина функционирования компьютерной системы
Слайд 9
Классификация компьютерных систем
Суперкомпьютеры (super-computers)
Многоцелевые компьютеры, или компьютеры общего
назначения (mainframes)
Кластеры компьютеров (computer clusters)
Настольные компьютеры (desktops)
Портативные компьютеры (laptops, notebooks )
Карманные портативные компьютеры и органайзеры (КПК, handhelds, personal digital assistants – PDA)
Мобильные устройства (mobile intelligent devices – мобильные телефоны, коммуникаторы)
Носимые компьютеры (wearable computers)
Распределенные системы (distributed systems)
Системы реального времени (real-time systems)
Слайд 10
Классификация компьютерных архитектур
CISC (Complicated Instruction Set Computers –
компьютеры с усложненной системой команд)
RISC (Reduced Instruction Set
Computers – компьютеры с упрощенной системой команд)
VLIW (Very Long Instruction Word – компьютеры с широким командным словом)
EPIC (Explicit Parallelism Instruction Computers – компьютеры с явным распараллеливанием)
Multi-core computers (многоядерные компьютеры)
Hybrid processor computers (компьютеры с гибридными процессорами)
Слайд 11
Краткая история эволюции вычислительных систем
Первый период (1945–1955 гг.).
Ламповые машины. Операционных систем нет
Второй период (1955 г.–начало 60-х).
Компьютеры на основе транзисторов. Пакетные операционные системы
Третий период (начало 60-х – 1980 г.). Компьютеры на основе интегральных микросхем. Первые многозадачные ОС
Четвертый период (с 1980 г. по настоящее время). Персональные компьютеры. Классические, сетевые и распределенные системы
Слайд 12
Основные компоненты операционной системы
Ядро (kernel) – низкоуровневая основа любой
операционной системы, выполняемая аппаратурой в особом привилегированном режиме. Ядро загружается
в память один раз и находится в памяти резидентно – постоянно, по одним и тем же адресам.
Слайд 13
Подсистема управления ресурсами (resource allocator) – часть операционной системы,
управляющая вычислительными ресурсами компьютера - оперативной и внешней памятью,
процессором и др.
Управляющая программа (control program, supervisor) – подсистема ОС, управляющая исполнением других программ и функционированием устройств ввода-вывода.
Слайд 14
Основные задачи ОС
Планирование заданий и использования процессора.
Обеспечение программ средствами
коммуникации и синхронизации.
Управление памятью.
Управление файловой системой.
Управление вводом-выводом.
Обеспечение безопасности
Слайд 15
Основные понятия ОС
Системные вызовы (system calls) – это интерфейс
между операционной системой и пользовательской программой. Они создают, удаляют и используют
различные объекты, главные из которых – процессы и файлы. Пользовательская программа запрашивает сервис уоперационной системы, осуществляя системный вызов. Имеются библиотеки процедур, которые загружают машинные регистры определенными параметрами и осуществляют прерывание процессора, после чего управление передается обработчику данного вызова, входящему в ядро операционной системы. Цель таких библиотек – сделать системный вызов похожим на обычный вызов подпрограммы.
Слайд 16
Прерывание (hardware interrupt) – это событие, генерируемое внешним (по
отношению к процессору ) устройством. Посредством аппаратных прерываний аппаратура либо информирует центральный процессор о том,
что произошло какое-либо событие, требующее немедленной реакции (например, пользователь нажал клавишу), либо сообщает о завершении асинхронной операции ввода-вывода (например, закончено чтение данных с диска в основную память).
Слайд 17
Исключительная ситуация (exception) – событие, возникающее в результате попытки
выполнения программой команды, которая по каким-то причинам не может
быть выполнена до конца. Примерами таких команд могут быть попытки доступа к ресурсу при отсутствии достаточных привилегий или обращения к отсутствующей странице памяти. Исключительные ситуации, как и системные вызовы, являются синхронными событиями, возникающими в контексте текущей задачи.
Слайд 18
Архитектурные особенности ОС
Монолитное ядро
По сути дела, операционная система – это обычная программа, поэтому
было бы логично и организовать ее так же, как устроено большинство программ, то есть составить из процедур и функций. В этом случае компоненты операционной системы являются не самостоятельными модулями, а составными частями одной большой программы. Такая структура операционной системы называется монолитным ядром (monolithic kernel). Монолитное ядро представляет собой набор процедур, каждая из которых может вызвать каждую. Все процедуры работают в привилегированном режиме. Таким образом, монолитное ядро – это такая схема операционной системы, при которой все ее компоненты являются составными частями одной программы, используют общие структуры данных и взаимодействуют друг с другом путем непосредственного вызова процедур. Для монолитной операционной системы ядро совпадает со всей системой.
Слайд 19
Многоуровневые системы (Layered systems)
Слайд 22
Смешанные системы
Все рассмотренные подходы к построению операционных систем имеют свои
достоинства и недостатки. В большинстве случаев современные операционные системы используют различные
комбинации этих подходов. Так, например, ядро операционной системы Linux представляет собой монолитную систему с элементами микроядерной архитектуры. При компиляции ядра можно разрешить динамическую загрузку и выгрузку очень многих компонентов ядра – так называемых модулей. В момент загрузки модуля его код загружается на уровне системы и связывается с остальной частью ядра. Внутри модуля могут использоваться любые экспортируемые ядром функции.
Слайд 23
Классификация ОС
Реализация многозадачности
многозадачные (Unix, OS/2, Windows);
однозадачные (например, MS-DOS).
Поддержка многопользовательского
режима
однопользовательские (MS-DOS, Windows 3.x);
многопользовательские (Windows NT, Unix).
Многопроцессорная обработка
симметричные
асимметричные
Системы
реального времени