Слайд 2
1. Прагматический поворот. Э. Гидденс.
П. Бурдье.
2. «Поворот к вещам» .
3. Типы научной рациональности в
социологической теории.
Слайд 3
Энтони Гидденс (р. 1938)
Теория структурации
Социальная жизнь
Повседневные практики
Социальные
системы – это воспроизводимые социальные практики, упорядоченные в пространстве
и времени.
«Структура существует только в ходе и посредством действий социальных агентов».
Общество перестает быть абсолютной системой отсчета
Слайд 4
Пьер Бурдье (1930 – 2002)
Генетический структурализм
Концепция
двойного
структурирования:
1) существующими объективно социальными отношениями;
2) практиками агентов.
Определяющее воздействие социальных
структур на практики
Слайд 5
Основные понятия
Социальное пространство
Поле
Капитал
Габитус
Слайд 6
Поле – «совокупность объективных отношений сил, которые навязываются
всем входящим в это поле и которые несводимы к
намерениям индивидуальных агентов или же к их непосредственным взаимодействиям».
Слайд 7
Габитус – «структурирующая
структура»
«Чувство позиции,
чувство того, что можно и чего нельзя «себе позволить», заключает в себе негласное принятие своей позиции, чувство границ…или, что сводится к тому же, чувство дистанции, которую обозначают и держат, уважают или заставляют других уважать…»
Слайд 8
Габитус
«Агенты никогда не бывают свободны, но никогда иллюзия
свободы не бывает столь полной, как в случае, когда
они действуют, следуя схемам своего габитуса, т.е. тем объективным структурам, продуктом которых является сам габитус: в этом случае агенты ощущают принуждение не более, чем тяжесть воздуха»
Слайд 9
«В постклассической социологии «железная клетка» социальных структур рухнула,
и взамен явился тот субъект, который выходит из заточения
и начинает «самовольничать». У П. Бурдье этого субъекта жестко ограничивают традиционные правила в ближайшем жизненном пространстве. У сторонников деятельностного подхода, например, Э. Гидденса, агента сдерживает его прошлый опыт в данных институциональных структурах…» В.А. Ядов.
Слайд 10
«Поворот к вещам»
Бруно Латур
Мишель Каллон
Джон Ло
Карен Кнорр-Цетина
Слайд 11
-
- Главная идея – учесть роль материальных
объектов в конструировании социальной реальности.
- Главный разрыв – с
социологизмом. «Невозможно объяснить социальное социальным.» Б. Латур
- Главная задача – создать новый соц. дискурс, в котором материальный объект станет предметом соц. анализа, не утратив при этом своей объективности.
Слайд 12
акторно-сетевая теория (Actant – Network Theory –
ANT)
гетерогенная
инженерия
(heterogeneous
engineering)
Слайд 13
«Социальность нового типа»
«Постсоциальная социология».
«Пересборка социального».
«Объектуализация».
«Объект-центричная
социальность» =
«социальность с объектами».
«Креолизация социального».
«Реляционная
онтология».
«Ничто не существует вне сети»
Слайд 14
Понимание социальной реальности
Акценты
на:
Агентности, субъектности
Текстуальности
Локальности, контекстуальности
Вероятности, случайности
Специфичности, уникальности
Рефлексивности
Слайд 15
Типы научной рациональности
Классический тип (17-19
вв.)
- противостояние субъекта и объекта познания;
- исключение всего, что
относится к субъекту и
способам познавательной деятельности;
- «единственно правильный метод»=> неизменный способ «производства» истинного знания;
- абсолютная монополия ученого на истину;
- истина = совпадение теоретической модели и
объекта;
- онтологизация научных понятий;
- линейный детерминизм.
Слайд 16
Неклассический тип
(конец19 –
середина 20 вв.)
- рефлексия над методом;
- признание возможности множественности,
дополнительности методов исследования и описаний реальности;
- отказ от онтологизации научных теорий и понятий, признание их относительной истинности;
- преодоление субъективизма за счет учета особенностей средств и методов познания, накладываемых ими ограничений;
- нелинейный, вероятностный детерминизм.
Слайд 17
Постнеклассический тип
(последняя треть 20 в.)
- снимается противостояние
субъекта и объекта познания;
- субъект участвует не только в
познании, но и в
преобразовании объекта;
- стирается граница между объективным и субъективным
(«деонтологизация» знания);
- идеал – не ценностно нейтральное объективное
исследование, а требующее включения ценностных
факторов, предполагающее выбор;
- рефлексия допущений и предубеждений;
- подрыв монополии науки на истину (сциентизма).
Слайд 18
З. Бауман
«В течение трех столетий Запад задавал для
всего мира концепцию прогресса, определяя его направления, основные стандарты,
пропагандировал западный стиль жизни. И делали это именно интеллектуалы - в рамках своих социологических, философских, эстетических и других теорий. Со времени своего появления именно интеллектуалы обеспечивали «очевидность» превосходства Запада над остальным миром. Задачей «твердокаменных» интеллектуалов являлась легитимация, т.е. рациональное доказательство того, что делаемое универсально верно и абсолютно истинно, морально и прекрасно.»