Слайд 2
Использованные материалы
«Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике»
Голованова Н.Ф. - Педагогика №10, 2007 год, стр. 38
– 48
Слайд 3
Педагогическая теория − своеобразная стратегия педагогической
деятельности: она «отслеживает»
изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые
решения вечных воспитательных
проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе.
Слайд 4
Отечественная педагогика к началу 21 века открыто демонстрирует
ориентации на гуманистические ценности и вводит в свой теоретический
аппарат новые характеристики образования: «личностно ориентированный образовательный процесс», «субъект воспитания», «ценностные отношения», «самоопределение личности» и др.
Слайд 5
В настоящее время в отечественной теории воспитания достаточно
определенно оформились такие подходы как:
формирующий
культурологический
синергетический
социализирующий
герменевтический
аксиологический
антропологический
психотерапевтический
Слайд 6
Формирующий подход (И. З. Гликман, А. И. Кочетов,
Б. Т. Лихачев, Г. М. Филонов)
Сторонников этого подхода отличает
безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую
зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом.
«Формирование» понимается как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя.
Формирующее воздействие должно «разбудить» духовные ресурсы детей, организовать их, оформить и обеспечить устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности воспитанников.
Слайд 7
Формирующий подход (И. З. Гликман, А. И. Кочетов,
Б. Т. Лихачев, Г. М. Филонов)
Технологически воспитание на основе
формирующего подхода
организуется в поведенческой модели: «показать образец» − «объяснить» −
«упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и принял в собственном поведении. Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные.
Слайд 8
Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов,
Н. Б. Крылова).
Сторонников культурологического подхода отличает отказ от
воспитания как специально
организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности.
Главное − взаимодействие, взаимоотношения,
личностное общение взрослых и детей, а воспитание − это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка.
Слайд 9
Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов,
Н. Б. Крылова).
За ребенком утверждается право самому определять
не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», т. е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. «Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношений. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и
реконструирует» (Крылова Н.Б)
Слайд 10
Синергетический подход к воспитанию
(В. А. Игнатова, С.
В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева)
Характерная
особенность синергетического подхода к воспитанию − признание возможности нескольких путей преобразования личности и выхода из критической, неустойчивой воспитательной ситуации скачком.
Слайд 11
Синергетический подход к воспитанию
(В. А. Игнатова, С.
В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелева)
В
силу нестабильности современной жизни и информационного хаоса в воспитании нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков, приобретения жизненного опыта. Иногда достаточно случайности чтобы «одним ударом» истребить самые дурные наклонности и закоренелые привычки (К.Д. Ушинский).
Синергетический подход отстаивает значимость внутреннего потенциала личности, который обязан учитываться в процессе педагогического влияния. Любая реальная жизненная ситуация всегда связана для ребёнка с проблемой выбора, для решения которой недостаточно выученных правил поведения и запечатлённых в памяти жизненных ситуаций. Главные тенденции изменения личности возникают в области ценностей и нравственных установок.
Слайд 12
Социализирующий подход (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова,
А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая)
Сущность
социализирующего воспитания сводится к следующему:
воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни;
целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;
педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения в деятельности;
педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе;
педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.
Слайд 13
Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко,
Ю. В. Сенько, И. И. Сулима).
В основе подхода
лежит герменевтика — философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений (В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Гуссерль).
С позиций герменевтики, воспитание — это обращение к психическому опыту субъекта, который проявляется как переживание. Поэтому важными атрибутами воспитательного процесса становятся песни, стихи, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского творчества должны быть приняты воспитателем — не оценены, а именно приняты как личностная ценность ребёнка. Воспитатель признаёт особую важность системы ценностей ребёнка. Воспитывающее влияние нацелено не на разрешение проблем, а на идентификацию ценностей.
Слайд 14
Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова,
И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов,
Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург).
В основе аксиологического/ценностного подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась во второй половине XIX века, а в ХХ веке стала общепризнанной. Воспитание, согласно этому подходу, строится как процесс освоения ценностей, который включает несколько этапов:
предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
её первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности;
выявление смысла ценности и её содержания;
принятие осознанной ценности;
закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.
Слайд 15
Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова,
И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов,
Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург).
Важным является вопрос о том, как выращивается ценностный результат. Существует несколько подходов к этому вопросу:
Освоение ценностей идёт через осознание. Отсюда методы — разъяснение, беседы, дискуссии.
Степень усвоения ценностей зависит от мотивов социального поведения. Следовательно, необходимо побуждать воспитанников к инициативным поступкам в ситуациях выбора;
Результат воспитания связан с ценностным отношением, которое имеет трёхкомпонентную структуру: когнитивный компонент (понятия и представления); эмоционально-оценочный компонент (переживание, оценка явления) и поведенческий компонент (опыт действия, умения, навыки, поведенческая готовность к определённым действиям).
Слайд 16
Аксиологический (ценностный) подход можно расценивать и как продолжение
и важнейший принцип культурологического подхода. Ориентация на западный прагматизм
не соответствует сложившейся духовно-нравственной ориентации русской культуры.
Наши традиционные ценности — это:
патриотизм — любовь к Родине;
культура межнациональных отношений, межконфессиональный мир;
бережное отношение к природе;
соборность, коллективизм, правдивость, честность, товарищество.
Слайд 17
Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад,
В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова)
Антропология — учение о Человеке. Антропологический подход в образовании состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа. Образовательный процесс это — не социальная дрессура, а создание условий для развития личности ребёнка.
Педагог — лишь «техническое средство» для решения не своих задач, а задач ученика, педагог — главный инструмент педагогической деятельности, педагог — «овеществленная технология». Уникальность педагогической позиции состоит в том, что он есть главное орудие для развития хорошего в человеке и блокирования дурного.
Учителю нужно ходить не на работу, а на встречу с содеятелем. Ребёнок — «девичья фамилия» Человека. Норма — это не то среднее, что есть, не примирение со злом, а лучшее, что есть для данного ребёнка в данных обстоятельствах (В.И. Слободчиков).
Воспитание рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, и есть развитие его индивидуальных способностей, присущих от рождения.
Слайд 18
Антропологический подход (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад,
В. Б. Куликов, Л. М. Лузина, В. И. Максакова)
Антропологический подход отстаивает значение системы в организации воспитания и декларирует единство умственной, эмоциональной, волевой, нравственной и физической сторон развития.
Антропологическая система воспитания строится с учётом следующих условий:
открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечность, доверие, благодарность, терпимость);
специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта трезвого здорового образа жизни и безопасного поведения;
постоянная педагогическая диагностика и изучение природных задатков детей;
организация воспитательного процесса с учётом специфики ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде;
обеспечение самоопределения личности в деятельности (преодоление трудностей, проявлений инициативы и ответственности).
Слайд 19
Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин,
В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская).
Воспитание
рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление
Б.Т. Лихачёв говорил об огромной роли бессознательного в жизни человека и указывал, что «воспитание и обучение… должны быть процессом не только внешнего воздействия, но и постепенного самоовладения, движения от себя внешнего к познанию себя внутреннего, к согласованию осознанных поступков и бессознательных побуждений»]. Он советует применять следующие педагогические воздействия психоаналитического характера:
Слайд 20
Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин,
В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская).
педагогические
воздействия психоаналитического характера:
1. Сознательные методы.
Это, прежде всего, педагогическое воздействие словом, и осуществляется оно не только и не столько для того, чтобы заставить ребёнка что-то сделать. Цель — помочь ребёнку осознать происходящее с ним. Приёмы: выслушивание, выяснение, уточнение, понимание; разъяснение, увещевание, побуждение, убеждение. Методы самовоздействия: саморегулирование, самосовершенствование.
Слайд 21
Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин,
В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская).
педагогические
воздействия психоаналитического характера:
2. Суггестивные методы. К суггестивным способам относятся:
Разнообразные игровые ситуации. Играя, ребёнок незаметно для себя пропускает в бессознательную сферу определённые образы, понятия, установки;
Управление массовыми эмоциональными состояниями. Перед педагогом часто встаёт задача защиты детей от массовых бессознательных гипнотических эмоциональных заражений, например во время соревнований, концертов и т.п. Массовое гипнотическое заражение может быть деструктивным, вылиться в энергетическую стихию агрессивности, разнузданных влечений и общей безответственности. Перед педагогом стоит задача предотвратить массовый отрицательный психоз, а положительными массовыми воздействиями научиться управлять.