Слайд 2
Рождество
Особо любимыми на
Дону были рождественские праздники, праздновали их красочно и ярко.
К достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника назывался сочельником, в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво ( пшеницу с мёдом ). Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья и все спешили в церковь на службу. Но ещё раньше уходили из дома дети славить Христа. Ходили по три-четыре человека. Не принять "христославщиков" считалось большим грехом. Если "христославили" дети , то они говорили:
Слайд 3
Я маленький хлопчик
Принёс Богу снопчик,
В дудочку играю,
Христа забавляю.
А
вы, люди, знайте,
Копеечку дайте
И курочку, петушка
И пшенички два мешка.
-
Чем же вы берете? - спрашивали хозяева.
- Чем Бог послал? - отвечали дети. Их наделяли пряниками,
пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами.
В первый день праздника донцы колядовали всего один вечер, распевая при этом следующую песню: У Данилы во дворе На Сиянской горе, Да стояла древа, Древа купарева. Да радуйтесь земли, Веселитесь люди -Сын божий народился ! Колядовщиков одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Всё Собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течение праздника, Начиная со второго дня, устраивали "сборки" (посиделки) с музыкой, плясками.
Слайд 4
Старый Новый год
Накануне "Старого Нового года", тринадцатого января
- щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и
ходили щедровать, а с полуночи до петухов гадали. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук с мукой, солью, монетой или оставляли пустыми. Достанется вареник, начинённый мукой - жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью -горькая, пустой вареник - пустая жизнь, с монетой - счастливая и долгая. обычай щедровать до сих пор сохранился в донских станицах.
Слайд 5
Крещение
В Крещенский сочельник бывает два
великих водосвятия.
Первое накануне праздника в храме.
Второе совершали в самый праздник
под открытым небом на прудах и реках. На Дону во льду прорубали крест, в
центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал
молебен, чоп вынимали, вода под давлением собравшихся людей била
фонтаном. Ею умывались и наполняли ёмкости. К рождественским
праздникам готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили
стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением дома была ёлка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. В эти дни ходили друг к другу в гости, и каждая хозяйка старалась удивить гостей разнообразием блюд. Так на Дону проходили рождественские праздники.
Слайд 6
Масленица
Масленица, отличавшаяся от других праздников, это прежде
всего печение блинов, в которых исследователи видели отголосок солярного
культа - знак оживающего солнца. Блины были золотым гвоздём масленицы. Они были с маслом, со сметаной, с маком, мёдом, вареньем, брусникой и сёмгой - не исчерпать всех возможностей праздничного стола. Каждый день масленичной недели имел особое своё назначение: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница - тёщины вечерки, суббота -золовкины посиделки, воскресенье - проводы, прощание, прощёное воскресенье.
Слайд 7
На Дону празднование масленицы носило ярко выраженный военизированный
характер ( в XVIII - начале XIX веков). Главным
событием масленицы являлась скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. С наступлением первого дня масленицы со всей станицы собирались к назначенному месту наездники на лошадях, украшенных дорогой сбруей. Устраивались стрельбы по мишени, скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Победитель получал коня со всей сбруей, пришедший вторым - несколько аршин сукна и парчи, третий - сафьян и стремена. Во время масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитыми водой. В середине городка ставился высокий, гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались "штурмом" в последний день масленицы. Деятельное участие в праздновании масленицы принимали дети, устраивали свои скачки по улицам, стреляли из маленьких пушечек.
Слайд 8
Заключительным массовым действием в воскресенье были проводы масленицы.
Устраивался огромный костёр. Торжественно привозили или приносили к костру
чучело - "масленицу". Под пение песен, громкие крики, чучело зимы - символ голода, тьмы сжигали. Сожжению чучела приписывалось также значение сожжения на весь пост всяких удовольствий и развлечений. Большое значение придавалось заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный смысл: в последний день масленицы, в Прощёное воскресенье, просили друг у друга прощение за вольные и невольные обиды.
Слайд 9
Пасха
Пасха - один из самых
любимых, красочных и светлых праздников!
Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения -центральное событие в духовной жизни христианина, отличаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. "Праздником праздников и торжеством из торжеств" называют православные богословы Пасху. Пасхе предшествовал семинедельный пост, называемый "Великим". В такие дни запрещалось употреблять скоромную пищу. Но это были дни не столько воздержания от пищи, сколько дни духовного поста.
Слайд 10
Это было время для проведения его в добрых
делах. Это время когда люди должны очиститься от грехов.
К празднику пасхи готовились заранее: убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом, на окна вешались накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязаными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Накануне Пасхи дом преображался, блистая чистотой и белизной, наполнялся запахом испечённых куличей и пасок, сиянием и разноцветьем пасхальных яиц. На Страстной неделе "чистый четверг" являлся одним из важных дней предпасхального времени. В этот день совершалось множество разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. В чистый четверг купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца.
Слайд 11
В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда,
в которую входили пасха, кулич и крашеные яйца. Яйцо
- символ зарождающейся жизни, занимает центральное место в пасхальном обряде. Как из яйца возникла новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника. Кроме крашенных яиц к праздничному пасхальному столу готовили сырную пасху и пекли куличи. Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освящённый в церкви кулич и яйцо. Освящённому в церкви красному яйцу приписывались магические свойства: оно защищало домашних животных от болезней, оберегало от града, спасало дом от пожара. На Пасху катали яйца по земле, считалось, что это способствовало плодородию. С раннего утра начинали звонить колокола, поддерживая радостное праздничное настроение. На Пасху станичники шли поздравлять друг друга с праздником, обменивались крашеными яйцами и пасхами.
Слайд 12
Праздник Святой Троицы
Праздник Святой Троицы относится к "двунадесятым"
(двенадцати) праздникам православия, он являлся одним из любимых и
почитаемых у донских казаков. Назывался он еще и Пятидесятницей, потому что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом в Иерусалиме. В народе этот день называется Троицыным днем. Второй день, т.е. понедельник, церковь посвящает во славу Духа Святого, поэтому этот день и называется Духовым днём. Его празднование начинается, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день.
Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота. Кроме частных дней, установленных для поминовения усопших, православная церковь установила общие дни, в которые должны поминаться все православные христиане. Такие дни называются вселенскими или родительскими: одним из них является суббота в канун Троицына дня, когда в храмах совершаются поминальные молитвы. Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов.
Слайд 13
Украшали цветами и травой не только храмы, но
и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга,
размятой сырой травы. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует "всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа". Девушки в Троицын день шли в леваду, балку или сад, прихватив с собой пироги, конфеты, яйца, которые в этот день красили в зеленый цвет. Пели песни, играли. Существовал обычай "кумления" девушек, когда решившие "кумиться" подруги, целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста, обменивались крестами, после чего называли друг друга кумами и вступали в тесную дружбу, предполагавшую взаимопомощь по типу "посестрения". Эти отношения могли длиться неделями, годами, а то и всю жизнь.
Слайд 14
Непременным атрибутом праздника являлось плетение венков, которые украшались
цветами. Девушки одевали их на голову, а затем шли
к водоему и бросали в воду. В какую поплывет венок -вту сторону девушка выйдет замуж. Венок утонет - девушке изменит милый, или она умрет. Не тонувшие венки предвещали долгую жизнь, кидая венки в воду, пели:
Вы, девочки, голубушки, подружки вы мои,
Кумитеся, любитеся, любите и меня.
Вы пойдете во зеленый сад цветочки рвать,
Сорвите и мне.
Вы будете веночки плесть,
Сплетите и мне.
Вы будете венки пускать,
Пустите и мой.
Все венки уплынь пошли,
А мой потонул.
Все друзья домой пришли,
А моего-то нет.