I. ВСТУПЛЕНИЕ Сон — выражение бессознательного в человеческой психике. Сон как элемент художественного произведения — одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.
Раскольникова. Почти каждый из снов имеет своего «двойника» в
реальной жизни.
Слайд 4
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Первый сон Раскольникова — отражение его
внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира,
мира униженных и оскорблённых. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребёнка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу»).
Слайд 5
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным
квартирной хозяйки Раскольникова), с одной стороны, продолжение темы беззакония
этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т. е. его наказания. Композиционный «двойник» — убийство старухи процентщицы и Лизаветы.
Слайд 6
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Третий сон Раскольникова (повторное убийство старухи)
(литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина) — символ поражения теории героя.
Слайд 7
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Последний сон Раскольникова (герой видит его
на каторге) — аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения
героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог — философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично. Раскольников отказывается от теории — она не может осуществиться.