Слайд 2
Исаак Ильич Левитан
Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа
1860 года в небольшой деревне близ станции Кибары. В
семье все были потомственными евреями: дедушка, отец. Жили они достаточно бедно.
Слайд 3
Художники.
В.Серов пишет портрет И.Левитана.
Слайд 4
Образование.
. Оба брата изначально выбрали стезю искусства: старший
брат Авель поступил в 1879 году в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества, а Исаак Левитан поступил туда же в 1873 году.
Родители не препятствовали этому выбору, даже не смотря на трудности с деньгами, наоборот, поддержали своих сыновей.
Автопортрет
Слайд 5
Работы Левитана.
В 1880-х годах Левитан открывается еще больше
как художник. Картина "Дуб" - смесь влияния Саврасовской и
Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света ("Последний снег. Саввинская слобода", "Зимой в лесу", "Весной в лесу").
Слайд 6
Зато работы 1883-1885 годов напротив, очень светлые и
жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", "Мостик. Саввинская слобода".
В
1884 году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшимся художником, со своим стилем и мировоззрением. А в 1886 году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников
Слайд 7
. Кроме того, Левитан был в тесных дружественных
связях с А.П.Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной
усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра", один из шедевров "Березовая роща".
Слайд 8
Крым.
В 1886 году Левитан едет в Крым. Там
появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не
заезженные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887 года эти этюды были выставлены на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро были раскуплены.
Слайд 9
Волга.
Весной 1887 года Левитан едет на Волгу, за
новыми впечатлениями. Но поездка эта не доставила ему ожидаемого
удовольствия. Волга встретила его пасмурным небом, дождливой погодой. Не найдя там ожидаемого, Левитан уехал обратно в Москву. Тем не менее, были написаны картины "Разлив на Суре" и "Вечер на Волге".
Слайд 10
Западная Европа. Италия.
В начале 1890 года Левитан отправляется
в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во
Франции и Италии были написаны ряд пейзажей. "Берег Средиземного моря" можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажем в творчестве художника. В Венеции и Альпах были созданы тоже очень красивые пейзажи: "Близ Бордигеры. На севере Италии", "Весна в Италии" и др.
Слайд 11
Тихая обитель.
По возвращению на родину была создана картина
"Тихая обитель". После того, как она побывала на выставке
передвижников, о Левитане заговорили в обществе. И с 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана, где о нем уже знало все общество.
Слайд 12
После 1892 года.
В эти года появляются картины с
драматическим оттенком. Это "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем".
Последняя была наделена философским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а так же о чувствах художника в моменты одиночества, тоски
Слайд 13
Март.
Картина "Март" можно сказать, произвела переворот в истории
русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не
изображал зимний день (а на картине был изображен именно зимний день, не смотря на название).
Слайд 14
Пастель.
С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрморты.
Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с
натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы "Луг на опушке леса", "У ручья".
Слайд 15
Натюрморт.
В 1893 году Левитан отдыхает летом в усадьбе
Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с С.П.Кувшинниковой
в с. Островно. 1896 год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась болезнь сердца. Она была неизлечима. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится.
Слайд 16
Лунная ночь.
Тем не менее, художник не перестает работать.
Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские
уголки природы с его оврагами, крыльцами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи ("Лунная ночь", "Сумерки. Стога", "Восход луны. Деревня").
Слайд 17
Буря.Дождь.
В некоторых работах позднего Левитана прорывается бурная жажда
жизни. Это картина "Бурный день". В работе "Буря. Дождь"
видится неизбежность смерти художника, обреченность и тоска.
1899.
Слайд 18
Русь.Озеро.
Главной из последних картин Левитана стала работа "Озеро.
Русь". В этом произведении и любовь к жизни, и
яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ
Слайд 19
Золотая осень.
В 1899 году Левитана отправили в Ялту,
с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта
поездка никак не повлияла на здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома.
Слайд 24
Новодевичье кладбище.
Умер в 19о0.