Слайд 2
Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии
цвета и линий.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда.
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций
в народном костюме
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.
Слайд 3
Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского
народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому
костюму. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII-XVB вв. Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний
Слайд 4
А.П. Рябушкин
«Свадебный поезд»
Слайд 5
Ткани
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были
домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с
середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли.
Для южнорусского орнамента характерны следующие цвета:
Красный – огонь, заря, жизнь.
Зеленый – красота, любовь, цвет Природы.
Белый – духовное начало, чистота, снег.
Черный – земля, покой, траур.
Желтый – солнце, тепло, свет.
Синий – небо, вода, духовность, разум.
Символика цвета
Слайд 6
Основными частями женского народного костюма были рубаха.
Слайд 7
Русский костюм
В южных областях прямой рямой покрой рубах
был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых
поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми.. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.
Слайд 8
Мужская рубашка
По вороту, рукавам низу шла вышивка, её
вышивали красными и чёрными нитками. Выходная рубаха отличалась богатой
вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза».
Слайд 9
Рубаху делали из яркой цветной ткани или вышивали
на ней узоры.
Так же как и у мужчин,
у женщин были нижняя (нательная) рубаха (сорочка) и верхняя. Сорочка была длиной до пола, и в отличие от мужской в ней не было подоплеки. Ее шили из тонкой льняной ткани прямой и свободной с круглым вырезом. По сравнению с мужской сорочкой ворот, рукава и подол женской украшались вышивкой гораздо богаче. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам.
Слайд 10
Сарафанный комплекc представлял собой платье без рукавов, которое
надевалось поверх рубахи , или высокую юбку на лямках.
Он мог надеваться через голову или застегиваться на пуговицы. Его шили из цветных тканей и украшали галуном, кружевом, драгоценными пуговицами. К нему могли надевать передники. А в холодную погоду женщины носили душегреи. Душегрея представляла собой короткую распашную кофту с рукавами и отложным воротником. Праздничную душегрею шили из шелка или бархата, вышивали золотыми нитями, бисером и украшали бахромой.
Слайд 11
Поневный комплекс состоял из:
1. рубахи,
2. поневы- юбки,
3.
запона – передника,
4. украшений, пояса,
5. кички и сороки,
платка,
6. лаптей.
Слайд 12
Юбочный комплекc
В западных районах России и в
Белоруссии с рубахой носили андарак — юбку из шерстяной
ткани в клетку или полоску.
Слайд 13
Появление у русского населения полосатой юбки (местное название
«андарак») относится к периоду не ранее XV века, связано
с бытом военно-служилого сословия. «От пояса до ног - 77 дорог», - так звучит загадка об однодворческой юбке. Цвет полос был преимущественно красным или черным.
Слайд 14
Костюм Белгородской области
В Белгородской области,
образовавшейся в результате
соединения юго- восточной части Курской и нескольких западных районов
Воронежской области. Оказался практически весь спектр видов костюма сложившегося в России.
Регионы с характерными комплексами традиционного костюма.
1. Курско Белгородский- сарафанный комплекс.
2. Приосколье – юбочный комплекс.
3. Воронежско Белгородский – понёвный комплекс
Слайд 15
Белгородскую область
ученые-этнографы
по
праву называют
«заповедником
народного костюма».
Народный костюм Белгородского края тесно связан
с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с военно-политическими событиями.
Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края.
Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме. В нем нашли воплощение искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, орнамента.
Слайд 16
В XIX веке поневу в основном продолжали носить
в южнорусских губерниях. Основой поневного комплекса (как и всей
народной одежды) является рубаха. Шилась она из конопляной ткани - верх («стан») из тонкой, нижняя часть - из более грубой. Преобладающий цвет вышивки - черный. Техника вышивки - наборные швы удивительно тонкой работы. Архаичный южнорусский геометрический орнамент черного цвета - это экзотический для Руси тип вышивки, связанный с бытованием понев.
«Завеска» (фартук, передник) повязывался на талии и закрывал верхнюю часть поневы, оставляя открытой нижнюю часть, более богат вышитую. Завески всевозможных цветов готовились на мануфактурах из шерстяных, хлопчатобумажных набивных тканей, из домотканого полотна.
Дополнением костюма могла быть жилетка. На ноги женщины надевали белые вязаные чулки либо «онучи», представлявшие собой узкие полоски домотканины, обертывающие ноги. По праздникам вместо лаптей надевали на ноги «коты» - кожаные туфли с оторочкой. К этой одежде обязательной для женщин была «сорока».
Слайд 17
1.«Уложенный »Сарафан.Грайворонского района.
2. Понёвный комплекс, с чёрноузорной рубахой.
Алексеевский район .
Слайд 18
Костюм Шебекенского и Яковлевского района
Слайд 19
Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды –
пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег,
считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей
Слайд 20
Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в
Белгородском костюме. Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя
открытыми узорные рукава рубахи.
Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей.
Слайд 21
Проектная деятельность.
Создание альбома «Русский народный костюм»
Этапы проекта:
I
этап Осознание темы
1.Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание
темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию «Русский народный костюм »
.Осознание темы предполагает совместно c с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, средств выразительности ,материалов и способов работы.
II этап Творческая деятельность под руководством учителя.
Создание условий для дальнейшего постижения темы, когда формируются и развиваются художественные знания, умения и навыки. Дети в различной степени самостоятельности выбирают индивидуальную, парную или групповую форму работы основанную на творчестве духовном равенстве и межличностном общении.
III этап Самостоятельная творческая деятельность.
На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая работа, раскрывающая способности, умения и фантазию.
IVэтап Итог совместной творческой деятельности, результат создания атмосферы творческого развития и самосовершенствования.
Слайд 22
1. Этап Осознание темы и выбор материала
1.Цветную
бумагу для создания костюма.
2. Материал для декорирования.