Слайд 2
Огюст Конт
Герберт Спенсер
Макс Вебер
Эмиль Дюркгейм
Карл Маркс
Жан Габриэль Тард
Лестер
Франк Уорд
Чарльз Хортон Кули
Гюстав Лебон
Слайд 3
Предмет социологии
Алимардонова Фарангис
Слайд 4
Предмет социологии – социальная жизнь общества
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
ОБ ОБЩЕСТВЕ
Объектом социологии является человеческое общество, его структура, законы
развития, поведение людей. Общество - ключевое понятие социологии.
Слайд 5
Два фактора возникновения социологии:
1. Методологический – накопление большого
массива знаний об обществе в рамках философии
2. Социальный –
изменения в обществе: потребности капиталистического производства, сложности управления, урбанизация, породившие социальные проблемы, которые требовалось решать
Слайд 6
Основатель социологии – Огюст Конт
1842 г. В работе
«Курс позитивной философии» ввел слово «СОЦИОЛОГИЯ» для обозначения новой
области научного знания.
Новую науку строил по образцу естественных наук
Слайд 7
Социология -
Это наука об обществе как социальной
системе в целом, о функционировании и развитии этой системы
через ее составные элементы: социальные институты, общности, людей
Слайд 8
Системные качества
Элементы
Целостность
Связи и отношения
Порядок расположения
(структура)
Функционирование
и развитие
Слайд 9
Методы социологии
Общенаучные
Диалектический м.
Исторический м.
М.сравнительного анализа
М. системного анализа
М. дифференцированного
анализа
Методы социологических исследований
Слайд 10
Структура социологического знания
Теоретическая социология
(фундаментальная)
Практическая социология
(прикладная)
50-е гг. ХХ века
Теории среднего уровня
Слайд 11
Теории среднего уровня
Изучают отдельные социальные институты, общности, специализированные
социальные процессы
Слайд 12
Теории среднего уровня
социальные институты
Семья
Образование
Наука
Религия
Политика
Экономика
Социология семьи
Социология образования
Социология науки
Социология религии
Социология
власти
Экономическая социология
Слайд 13
Теории среднего уровня
социальные общности
Малые группы
Толпа
Организация
Население села
Население города
Этническая общность
Социология
малых групп
Социология толпы
Социология организации
Социология села
Социология города
Этносоциология
Слайд 14
Теории среднего уровня
социальные процессы
Дезорганизация
Конфликт
Миграция
Соц. движения
Коммуникация
Социология преступности
Социология конфликта
Социология миграции
Социология
общественных движений
Социология массовых коммуникаций
Слайд 15
Функции социологии
Гносеологическая (познавательная)
Прогностическая
Социально-инженерная
Идеологическая
Слайд 16
Основные категории социологии
Социальное
Социальный закон
Слайд 18
Необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными
явлениями и процессами, определяющие характер и общее направление развития
общества, его социальных институтов и общностей
Социальный закон
Слайд 19
Понимающая социология
Макса Вебера
Мухтарова Муборак
Слайд 20
Максимилиан Карл Эмиль Вебер – немецкий
социолог, историк, экономист.
Внёс существенный вклад в социальные науки.
Создатель
«понимающей социологии» и теории социальных действий.
Один из основателей «Немецкого социологического общества»
Слайд 21
Э. Дюркгейм,
К. Маркс
ОБЩЕСТВО
Причина прогресса – экономические факторы
ИНДИВИД
Причина
прогресса – культурные ценности
Макс
Вебер
Слайд 22
Социальное действие ориентировано на действия других
индивидов и взаимодействует с ними.
Типы социального действия:
1) целерациональное (предметы
или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей)
2) ценностно-рациональное (определяется осознанной верой в ценность определенного действия)
3) традиционное (определяется традицией или привычкой)
4) аффективное (определяется эмоциями)
Понимающая социология.
Теория социального действия.
Слайд 23
это проявление своеобразного "интереса эпохи", мыслительная конструкция, своеобразная
теоретическая схема, которая, строго говоря, не извлекается из эмпирической
реальности.
средство научного познания и понимания.
эталон, прообраз, прототип, нечто не действительное, а лишь возможное логически
Идеальный тип
Слайд 24
Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и
господства (политической власти, т. е. власти государственной). Если власть - это
способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством.
Социология господства
Слайд 25
рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков
и законное право властвующих на отдачу приказаний;
традиционный, основанный на
вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность или какое-то иное достоинство властителя и его власти
Типы господства
Слайд 26
Среди смыслообразующих начал человеческого поведения Вебер особо выделял
религию. Его интересовала не сущность религии, а её восприятие
человеком, понимание им религии, опирающееся на субъективные переживания.
Связь между религией и экономикой
«Протестантская этика и дух капитализма», 1904
Социология религии
Слайд 27
В трудах Вебера исследованы феномены бюрократии и всеподавляющей
прогрессирующей бюрократизации общества. Бюрократию (этот термин в социологии носит
нейтральный характер) Вебер рассматривает через призму рациональности, высшим воплощением которой бюрократия и является. В концепции Вебера эффективность бюрократии является её сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. Вместе с тем он отмечал, что бюрократия может угрожать либерально-буржуазным свободам и демократии. Однако без бюрократической машины не может существовать ни одно общество.
Вебер утверждает, что социология должна исходить из своего принципиального отличия от естественных наук. Если естествознание имеет дело с бессознательными явлениями, то обществознание — со смысловыми.
Социология Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию середины и второй половины ХХ века.
Слайд 28
Психологическое направление в социологии
Салимова Нозанин
Слайд 29
Психологическое направление
Ближе к концу XIX
в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние
на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей.
Слайд 30
Во второй половине XIX века в психологии и
психологическом направлении в социологии четко определились различные подходы методологических
и теоретических ориентаций психологических исследований:
Номинализм
считает индивида главным элементом и источником деятельности
Реализм
утверждает, что действительными носителями социальной реальности являются индивидуальные субъекты (группа, народ, массы, толпа)
Слайд 31
Концепции группового поведения –
"психология народов",
"психология толпы".
В. Вундт
Х.Штейнталь
М. Лацарус
Слайд 32
Психология народов
Основное
содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству
происхождения и среды обитания "все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе… свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом"
Слайд 33
Основными задачами "Психологии народов" является:
а) психологически познать сущность
народного духа и его действия;
б) открыть законы, по которым
совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке
в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
Слайд 34
В. Вундт
Двадцать лет своей жизни он посвятил
написанию десятитомной "Психологии народов".
В ней он развивал положение
о том, что высшие психические процессы людей, в первую очередь мышление, есть продукт культурного развития сообществ людей.
Слайд 35
Психология толпы
Г. Лебон
Классифицируя толпу,
он выделяет два типа:
гетерогенный (разнородный)
гомогенный (однородный)
Слайд 36
Лебон рассматривает массы ("толпа") как разрушительную силу,
поскольку она лишена способности к рациональной деятельности. В толпе
индивидом управляет нетерпимость, догматизм, утрата личной ответственности за свои действия, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая
Слайд 37
Лестер Франк Уорд и
Ф. Гиддингс
Психологический эволюционизм
Слайд 38
Подход Уорда к пониманию социальной эволюции
Генезис
природное,
спонтанное развитие в эволюционном процессе
Телезис
осознанные, целенаправленные действия
человека в обществе, приводящие к его развитию
Генезис и Телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.
Слайд 39
В первом случае — с генезисом —
социолог имеет в виду естественный, природный прогресс, во втором
случае — с телезисом — речь идет о прогрессе, связанном с деятельностью людей. В основе этой деятельности лежат определенные силы- социальные силы.
Слайд 40
Первичной социальной силой оказываются желания, прежде всего
голод, жажда и т.д.
На их основе возникают
более сложные, вторичные, — интеллектуальные, моральные и эстетические силы — желания.
Если первичные желания объясняют индивидуальное, личное поведение человека, то вторичные могут быть использованы для анализа поступательного, эволюционного развития общества, в основе которого они лежат. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект.
Слайд 41
Вывод
Социологи, психологи и философы внесли заметный вклад
в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что ведущую
роль в развитие общества играет психология человека и его воля.
Слайд 42
Социологическая концепция
Макса Вебера
Курбанова А.
Слайд 43
Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития
и общественные системы, а также социальные институты, отношения и
общности.
Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.
Слайд 44
Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии,
а также одним из её основоположников является немецкий социолог,
политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер.
Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Этот человек является основоположником понимающей социологии.
Слайд 45
Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой
именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно.
Основой созданной
Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре).
Слайд 46
Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в
которой должно сочетаться самое лучшее из них.
Получается, что
из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным.
Слайд 47
Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и
объяснении социологом следующего:
Через какие осмысленные действия люди стремятся реализовать
свои стремления, в какой мере и благодаря чему им это может удаваться или не удаваться?
Какие последствия имели и могут иметь стремления одних людей для поведения других?
Слайд 48
Макс Вебер исходил из того, что природа социального
должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение
отдельного человека.
Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д.
Слайд 49
Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов,
основанных на четырёх типах мотивации:
Целерациональное социальное действие
Ценностно-рациональное социальное действие
Аффективное социальное действие
Традиционное социальное действие
Слайд 50
Идеальный тип
Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение
человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип».
Идеальный
тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.
Слайд 51
Социальные институты
Также Вебером отдельно выделялись социальные институты,
такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные
ассоциации, такие как общества и группы.
В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие.
Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.
Слайд 52
Исследование бюрократии
В работах Макса Вебера исследуются и такие
явления как бюрократия и бюрократизация социума.
В понимающей социологии
действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение.
Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.
Слайд 53
Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология
является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию
и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него.
И считается поведение социальным, когда оно соотносится с поведением других людей.
Слайд 54
Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов,
которые движут людьми в тех или иных ситуациях.
Слайд 55
СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Ф.ТЕННИСА
Кадирова С.
Слайд 56
Фердинанд Теннис – немецкий социолог, один из
родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель "понимающей социологии", сторонник
"формальной социологии
Слайд 59
ВОЛЯ
· естественную – основу "гемейншафта" (общности);
· рациональную –
основу "гезельшафта" (общества).
Слайд 60
С учетом сказанного общность, или общностные отношения, следует
понимать в первую очередь как тесную сплоченность, солидарность, спаянность
в единство. Согласно Теннису, наличие общности можно констатировать там, "где люди через свою волю органично связаны друг с другом и положительно относятся друг к другу".
Слайд 61
Социологическая концепция
Зиммеля
«Человек образованный – тот, кто знает, где
найти то, чего он не знает».
Георг Зиммель
Слайд 62
ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ (1858–1918) – немецкий социолог, создатель теории
анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии.
Родился 1 марта
1858 в Берлине в многодетной семье еврея-коммерсанта.
После окончания классической гимназии в 1876 г. Зиммель поступил в Берлинский университет.
В 1881 Зиммель получил докторскую степень.
Всю свою жизнь Зиммель проработал в Берлинском университете.
В 1901 Зиммель получил почетное звание профессора в Берлинском университете.
Зиммель активно участвовал в научной и культурной жизни Германии, вместе с М.Вебером и Ф.Тённисом организовал Немецкое общество социологов.
Слайд 63
Георг Зиммель – современник и соотечественник Вебера
Георг Зиммель
является основателем формальной социологии.
Формальная социология - направление социологии, придающее
особое значение понятию социальной формы, противопоставляющее ее содержанию социальных процессов. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии.
Георг Зиммель ввел в научный оборот термин «социология конфликта».
Слайд 64
Фундаментальный труд Г. Зиммеля
«Социальная дифференциация»
В нем обстоятельно проанализированы «чистые формы
социализации», весь процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей. В ряду «чистых форм» значится и конфликт как одно из проявлений разногласия, объединяющих противоборствующие и вместе с тем взаимосвязанные стороны, включая отношения между рабочим и предпринимателем, лицами наемного труда и владельцами капиталов.
Слайд 65
Большинство ученых относит Зиммеля к основателям теоретической конфликтологии.
Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим
и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и обществом.
Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации (объединение) и диссоциации (распад), ее элементов. Конфликт является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации и ассоциации, то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям.
Под социальной структурой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Слайд 66
Смягчить же конфликт возможно благодаря гармонии отношений между
людьми и инстинкту любви.
Источники конфликта по Зиммелю
Столкновение интересов
Проявление
людьми так
называемых Зиммелем
«инстинктов враждебности».
Инстинкт враждебности может
усилить остроту конфликта.
Слайд 67
Зиммель отмечает положительные последствия
конфликтов:
сохранение и укрепление социальной системы как целостности;
сплочение
и унификация социального организма.
Факторы, влияющие на характер протекания конфликта
Инстинкты любви
Инстинкты ненависти
Слайд 68
Зиммель рассматривает конфликт в качестве изменчивой переменной, которая
проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы
интенсивности являются конкуренция и борьба. Борьбу Зиммель определил как беспорядочную непосредственную битву сторон.
Конкуренция - это более упорядоченная взаимная борьба, сторона, приводящая к их взаимному обособлению.
Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты между этническими группами, и между разными поколениями людей и культурами, и между мужчинами и женщинами, и др.
Слайд 69
Ключевые положения Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов
1. Чем больше группы вовлечены в конфликт, тем острее
конфликт.
2. Чем лучше "сгруппированы" группы, втянутые в конфликт, тем он острее.
3 . Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.
4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте, тем острее конфликт.
5. Чем менее изолированы и обострены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.
6. Чем больше конфликт становится самоцелью, тем он острее.
7. Чем большее по представлению его участников конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.
Слайд 70
Из высказываний следует, что более сильные эмоции, вызванные
конфликтом с большей вероятностью ведут к применению насилия.
В
межличностных конфликтах чувства, вызванные прежней близостью, враждой или ревностью усилят остроту конфликта.
В межгрупповых конфликтах внутренняя сплоченность групп, внутренняя гармоничность отношений, участвующих в конфликте групп, с большей вероятностью вызывает насилие.
Вывод:
Социология конфликта - это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебным чувствам, усиливать социальную солидарность.
Социальная интеграция - процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.
Социальная солидарность - интеграция и ее степень или тип, проявляемые обществом либо группой.
Конфликт понимается Зиммелем не просто как столкновение интересов, но более психологизировано, как выражение некоей присущей людям и их отношениям враждебности, он говорит о "естественной враждебности между человеком и человеком", которая является "основой человеческих отношений, наряду с другой - симпатией между людьми".
Слайд 72
АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ГЕОРГА ЗИММЕЛЯ
Человек образованный -
тот, кто знает, где найти то, чего он не
знает.
***
Человек никогда не является ни существом сугубо коллективным, ни существом сугубо индивидуальным.
***
Человек как руина - часто скорее печален, чем трагичен.
***
Человек может совершить решающий поворот, поставив свою жизнь на службу удовольствию.
***
Человек, любимый другим человеком, становится как бы совершенно новым существом.
***
Чувства дают необработанный материал.
***
Самопреодоление человека означает, что он выходит за границы, положенные ему мгновением.
Слайд 74
Происхождение понятия «элита»
Термин «elite» в переводе с французского
Лучший,
отборный, избранный
Слайд 75
Политическая элита
Немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая
группа
Обладающая определёнными качествами, необходимыми для управления другими людьми
Непосредственно
участвующая в осуществлении государственной власти
Слайд 76
Создатели концепции элит
Вильфредо Парето
(1848-1923) – итальянский экономист
и социолог
Гаэтано
Моска
(1858-1941) –
итальянский социолог и политолог
Роберт Михельс
1876-1936 –
немецкий социолог, политик
Слайд 77
Вильфредо Парето.
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье
итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за
своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел итальянским и французским, однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.
В 1858 году семья Парето вернулась в Италию. Там Вильфредо начинает учиться и получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. При этом большое внимание он уделяет изучению математики.
Теория Элит:
Вильфредо Парето говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а `неэлиты` в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам.
Слайд 78
Концепция В.Парето
Все общества делятся на управляющих и управляемых
Управляющие
должны обладать особыми качествами, чтобы уметь подчинять других
Управляющие должны
обладать готовностью использовать насилие
Слайд 79
Основные типы управляющих
«Лисы» - элиты, которые предпочитают хитрость,
изворотливость
Подходят для правления в стабильных демократических режимах
«Львы» - элиты,
которые предпочитают жёсткие методы руководства
Подходят для принятия решений в экстремальных условиях
Слайд 80
Теория смены элит В.Парето
На смену «лисам», которые не
могут эффективно управлять, приходят «львы», и - наоборот
Типы элиты
Правящая
элита – участвует в управлении
Неправящая (контрэлита) – не имеющая доступа к руководящим функциям
Слайд 81
Гаэтано Моска
Гаэтано Моска(итал. Gaetano Mosca;1 апреля 1858, Палермо,Италия — 8 ноября 1941,Рим, Италия) — итальянскийюрист и социолог. Наряду
с Парето известен как создатель теории элит.
Считал, что любое общество подразделяется на
правящее меньшинство — «политический класс» (элиту) и подвластное ему большинство. Правящий класс осуществляет все политические функции, монополизируя власть и пользуясь всеми её преимуществами. Большинство населения реализует его волю и обеспечивает его материально. Правящий класс отличает материальное и моральное превосходство над управляемым большинством.
Слайд 82
Концепция Г. Моска
Все общества разделены на два класса:
правящий (элиту) и управляемый
Господство элит существует в любом обществе
Правящий
класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для её поддержания
Слайд 83
Теория элит Г. Моска
Способы обновления правящей элиты
Демократический (открытый)
способ
Способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей
Аристократический (закрытый) способ
Попытка
правящего класса формировать элиту из своих рядов
Слайд 84
Роберт Михельс (нем. Robert Michels, 9 января 1876, Кёльн — 3 мая1936, Рим) — немецкий социолог, ученик Вернера Зомбарта, Гаэтано Моска и Макса
Вебера.
Учился в Великобритании, Франции, Италии. С 1907 жил и преподавал в
Италии (Турин) и Швейцарии. В преддверии Первой мировой войныМихельс порвал с социалистами и с рядом синдикалистов перешёл на более правые позиции. Поддерживал идеологию итальянского фашизма и за десять лет до смерти принял итальянское гражданство.
Внёс существенный вклад в разработку теории элит. Основная работа — «Социология политической партии в условиях современной демократии» (1911) — подверглась критике Ленина. В ней Михельс выдвинул «железный закон олигархии», согласно которому «прямое господство масс технически невозможно» и потому любой режим неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию.
Роберт Михельс
Слайд 85
Концепция Р.Михельса
Любая социальная организация подвергается господству олигархии
В ходе
формирования элит в обществе происходит выделение руководящего ядра и
аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов
Слайд 86
«Железный закон олигархии Р.Михельса
Власть элит зависит от организован-ности
Сама
организация общества требует элитарности руководства и неизбежно её воспроизводит
Слайд 87
Заключение
Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего
общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства –
элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Таким образом идеи о неизбежности деления общества на управляющих и управляемых высказывались ещё в глубокой древности. В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Для современного общества характерна разносторонняя, внутренне дифференцированная, но интегрированная политическая элита.
Существование политической элиты объясняется целым рядом факторов: психологическим и социальным неравенством людей, законом разделения труда, политической пассивностью значительной части населения.
Слайд 88
Социальное действие и взаимодействие
Караев Исфандиёр
Слайд 89
Социальное действие и взаимодействие: содержание понятий
Социальное
действие – простейшая единица социальной деятельности – осознанное действие
человека, вызванное его потребностями и связанное с действиями другого человека или других людей, сориентированное на их поведение, воздействующее на них и испытывающее влияние поведения других.
Слайд 90
Социальное действие и взаимодействие: содержание понятий
Виды социальных
действий:
1. Физическое действие.
2. Вербальное (словесное действие).
3. Жесты.
4. Мысленное действие.
Слайд 92
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
Социальное взаимодействие
Слайд 93
Виды социальных взаимодействий:
1. Физическое.
2. Вербальное.
3. Жестовое.
Слайд 94
2. Характер и виды социального действия и взаимодействия
–
действие нелогическое (Вильфредо Парето) – нелогическое действие, обусловленное иррациональными
психическими установками, эмоциональными устремлениями, инстинктами и т.д., а не рациональными соображениями, хотя постоянно прикрывается последними, тяготеет к псевдологическому обоснованию, выступает в форме логического действия;
– действие традиционное (Макс Вебер) – 1) действие, основанное на привычке, получившее в связи с этим почти автоматический характер; 2) действие, минимально опосредованное осмысленным целеполаганием.
Слайд 95
– действие целерациональное (Макс Вебер) – действие, характеризующееся
ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, соотнесенной
с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение (рациональность цели удостоверяется как с точки зрения целесообразности ее собственного содержания, так и с точки зрения целесообразности избираемых средств);
– действие ценностно-рациональное (Макс Вебер) – действие, основанное на вере в его самодостаточную ценность (религиозную, этическую, эстетическую или любую другую);
Слайд 96
Классификация действий по М. Веберу
Слайд 97
– межличностные отношения (Леопольд фон Визе(1876-1969)) – «спутанная
сеть» отношений, осуществляемых посредством действия и представляющих собой «антропологически
надвременное», «социальное», «межчеловеческое»;
– социальное взаимодействие (Георг Зиммель) – формы взаимовлияния и взаимоопределения в которых индивиды на основе пересекающихся и совпадающих интересов образуют некоторые единства;
– социальное действие (Толкот Парсонс) – состояние напряжения между элементами двух порядков – «нормативными» и элементами «условий»; «последовательное отрицание элементов условий в направлении конформности с элементами норм»;
Слайд 98
Компоненты единичного акта (Т.Парсонс):
Слайд 99
– целенаправленное (целевое) действие (телеологическое действие) (Юрген Хабермас)–
рациональное по средствам действие, ориентированное на успешное достижение некоторой
объективной цели и ведущее к возрастанию технического контроля над природным и социальным миром;
– коммуникативное действие (Юрген Хабермас) – действие, осуществляемое в сфере социального взаимодействия между людьми и направленное на достижение практического понимания, взаимного согласия между ними.
Слайд 100
– поведение (Альфред Шюц) – субъективно значимый опыт,
не включающий в себя намерения. Действие – характеризуется через
мотив или цель, описываемые как его субъективный смысл. А.Щюц выделяет два принципиально различных типа мотивов действия: «для-того-чтобы мотив» – проект будущего акта и «потому-что мотив» – подлинный мотив, мотивирующий сам проект действия;
– действие (Питер Бергер, Томас Лукман)– ситуация взаимодействия лицом-к-лицу когда Эго и Альтер объединены совместно проживаемым настоящим и воспринимают субъективность друг друга как «эмпатически близкую»;
Слайд 101
– социальное действие (Гарольд Гарфинкель) – это разворачивающееся,
«задействуемое» поведенческое взаимоотношение, имеющее по меньшей мере двоих участников.
Образец взаимодействия – обмен репликами в разговоре.
Слайд 102
Типология социальных взаимодействий
Выполнил: Манонов Муслихиддин
Слайд 103
Социальные взаимодействия
Система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью,
при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и
следствием ответных действий других субъектов. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействий, а также условий и факторов его реализации.
Слайд 104
Социальное взаимодействие включает передачу действия от одного социального
фактора – другому, получение и реакцию на него в
виде ответного действия, а также возобновление действий социальных факторов. Оно имеет социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущем благодаря присутствию в нем каузальности – Социального отношения.
Социальные отношения формируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму
Слайд 106
В любом взаимодействии в каждый момент времени всегда
есть тот, кто воздействует (актор) и тот, кто подвергается
воздействию (адресат). Взаимодействие состоит из последовательности действий актора и адресата, которые периодически меняются ролями.
Например, пассажиры в полупустом автобусе чаще всего не обращаются друг с другом, а сосуществуют как предметы на физическом уровне и живые организмы на биологическом уровне. Однако в переполненном автобусе конфликтное взаимодействие в борьбе за место реализуется в виде взаимных толчков и словесной перепалки. Обычно чем ближе люди в сенсомоторном пространстве, тем интенсивнее их общение, но сегодня физическая удаленность не препятствует взаимодействию с помощью средства массовой информации.
Слайд 107
Социальные связи и отношения
Социальная связь – набор фактов,
обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных обществах, в конкретное
время для достижения определенных целей
Социальные связи объективны, независимы от отдельных индивидов
Вассально-феодальная зависимость
Слайд 108
Социальные связи
Связи взаимодействия
Связи отношений
Связи контроля
Слайд 109
Связи взаимодействия
Социальное взаимодействие - это цепочка социальных действий,
в которой каждое последующее действие обусловлено предыдущим
Оно может происходить
между обособленными объектами (политическое взаимодействие между государствами) и внутри объекта – между элементами (борьба за национальную независимость)
Слайд 110
Виды социального взаимодействия
По способу
Физическое
Вербальное
Невербальное
Слайд 111
Виды социального взаимодействия
По социальным ролям и сфере взаимодействия
Религиозное
Семейное
Экономическое
Политическое
Культурное
и т.д.
Слайд 112
Религиозные – подразумевает контакты между представителями разных религий,
одной религии, а также верующих и неверующих, если по
содержанию их действия относятся к области вероисповедания.
Экономические – социальные субъекты выступают как собственники, наемные работники, предприниматели, банкиры, безработные.
Политические – в этой сфере социальные субъекты противоборствуют и сотрудничают в борьбе за власть, а личности выступают в роли субъектов государственной власти: президенты, министры, судьи, полицейские.
Семейные – в этой сфере личности выступают в роли отца, матери, дедушки, бабушки, тещи и т.п.
Территориално-политические – это сфера столкновения, сотрудничества и конкуренция между городскими и сельскими, постоянно проживающими и эмигрантами
Слайд 113
Виды социального взаимодействия
По форме
Прямое
Опосредованное
Слайд 114
Социальное взаимодействие может протекать как
Кооперация
Конкуренция
Конфликт
Слайд 115
Социальное взаимодействие включает в себя:
Индивидов, совершающих действие
Влияние на
других индивидов, не включенных в действие
Изменение в социальной общности
вызванное действием
Во взаимодействии важна обратная реакция, от нее зависит, будет ли данное взаимодействие продолжаться
Слайд 116
Социальные отношения
Взаимодействие представляет собой связь и ведет к
становлению новых социальных отношений
Социальные отношения – это устойчивые и
самостоятельные связи между индивидами и социальными группами
Слайд 117
Отношения
Отношения координации
Отношения субординации
Слайд 121
Эмпирическая социология:
Эмпирическая социология — это совокупность методических и
технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию
называют также социографией или прикладной социологией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция — изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества.
Слайд 122
Чикагская школа
- группа социологов Чикагского университета работавшая
в первой половине XX века. Для школы характерны применение
количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города.
Основатель: Роберт Парк
Слайд 123
Чикагская школа:
Возникновение чикагской школы социологии было
связано с взрывным ростом городского населения американских городов в
начале двадцатого столетия.
Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Берджес, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.
Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.
Слайд 124
Чикагская школа
Социологи школы проводили исследования влияния
миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических
гетто. Томас и Знанецки в исследованиях проводившихся между 1918—1920 годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них урбанистической среде американских городов. Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации.
Слайд 126
Чикагская школа:
Яркие представители:
Уильям Томас
Флориан Знанецкий
Роберт Парк
Умльям Огборн
Слайд 127
Чикагская школа:
Уильям Томас (1863—1947). Совместно с Флорианом Знанецким
провел и описал исследование случая (case-study) «Польский крестьянин в
Европе и Америке», которое стало поворотным в развитии социологии в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря сформулированной теореме об определении ситуации:"Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям"
Слайд 128
Чикагская школа:
Флориан Знанецкий (1882—1958). Считал, что социология —
наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются
активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция.
Слайд 129
Чикагская школа:
Роберт Парк (1864—1944). Парк понимал социологию как
науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального
контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование («Самое лучшее для самых лучших»). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.
Слайд 130
Чикагская школа:
Уильям Огборн (1886—1959). Оказал большое влияние на
внедрение психоанализа в американскую социологию. Использовал теории неврозов Фрейда
и индустриальных психозов К. Паркера. С него началась концепция технологического детерминизма. В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля.
Слайд 131
Структурно-функциональный анализ
- принцип системного исследования социальных явлений
и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый
элемент структуры имеет определённое функциональное назначение.
Основатели: Толкотт Парсонс, Роберт Мертон.
Слайд 132
Структурно-функциональный анализ
Толкотт Парсонс (1902-1979): разработал общую теорию действия
и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся
системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), аналитически вычленил подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных.
Слайд 133
Структурно-функциональный анализ
Роберт Кинг Мертон (1910-2003): считается одним из
классиков структурного функционализма. Сформировал основы социологического анализа науки как
особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами, обосновал конкретные теории - социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня.
Слайд 134
Теория социального конфликта
обществу присуще неизбежное социальное
неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность
в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Основатели: Льюис Козер, Рудольф Дарендорф.
Слайд 135
Теория социального конфликта
Ральф Дарендорф (1929-2009): Считал, что конфликт
является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта
заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти. Однако, конфликты в обществе можно регулировать и управлять. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
Слайд 136
Теория социального конфликта
Льюис Козер(1913-2003): известный американский социолог, профессор
социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».
Концентрировал внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривал конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.
Слайд 137
Технократизм:
- распространенный в западной общественной мысли принцип
объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна
принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.
Основатели: Торстейн Веблен, Питер Фердинанд Друкер, Элвин Тоффлер
Слайд 138
Технократизм:
Собственно технократизм
Организационный
Индустриальный
Постиндустриальный
Информационный
Слайд 139
Технократизм:
Торстейн Бунде Веблен (1857-1929): считал, что в рыночной
экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления,
вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена»
Слайд 140
Технократизм:
Питер Фердинанд Друкер (1909-2005): американский учёный австрийского происхождения;
экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента
XX века. Сформировал теорию о глобальном рынке. Автор концепции «информационного работника».
Слайд 141
Технократизм:
Элвин Тоффлер (4 октября 1928 года): американский социолог
и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. В
его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) информационного, или постиндустриального общества.
Слайд 142
Феноменологическая социология
- направление социологии, основанное на феноменологическом
методе, наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно
и не связаны с умозаключениями.
Основатели: Эдмунд Гюссерль, Альфред Шюц.
Слайд 143
Феноменологическая социология
Эдмунд Гуссерль (1859-1938): немецкий философ, основатель феноменологии.
Апеллируя к философии, способной, по его мнению, восстановить утраченную
связь с глубочайшими человеческими заботами, он не удовлетворяется строгостью логических и дедуктивных наук и усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества в неумении и нежелании логики и математики поворачиваться к проблемам ценности и смысла.
Слайд 144
Феноменологическая социология
Альфред Шюц (1899-1959): австрийский социолог и философ
еврейского происхождения, основоположник феноменологической социологии. Предложил собственную версию понимающей
социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.
Слайд 145
Концепция социального обмена
- институты и человеческое общество
в целом складываются только из действий человека, поэтому они
могут анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения.
Основатели: Джордж Хоманс, Питер Блау.
Слайд 146
Концепция социального обмена
Джордж Каспар Хоман (11 августа 1910
года): американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов
обмена социального концепции. ввел понятия "внешняя система", под которой подразумеваются внешние условия групповой деятельности, и "внутренняя система", элементами которой является "деятельность", "чувства", "взаимодействие", и "нормы".
Слайд 147
Концепция социального обмена
Питер Микаэл Блау (7 февраля 1918
года): американский социолог, профессор социологии Колумбийского университета, считается одним
из создателей обмена социального концепции, но концентрирует внимание не на изучении психологических мотивов межличностных отношений, а стремится придать постулатам теории обмена в большей мере социологическую ориентацию, комбинируя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта.
Слайд 148
Социология СССР:
Как и в мировой социологии,
здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии,
через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется первоначально как философия истории. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. В ХХ веке появляются уже чисто социологические теории. Но и в последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и социологии, основанной на теории марксизма-ленинизма…
Слайд 149
Социология СССР:
Николай Иванович Бухарин (1888-1938): советский политический, государственный
и партийный деятель. Академик АН СССР, яркий представитель теории
исторического материализма, его работы представляли собой систематический свод исторического материализма с позиции марксизма.
Слайд 150
Социология СССР:
Александр Васильевич Чаянов (1888-1937): российский экономист, социолог,
социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и
утопист. Автор термина «моральная экономика».
Слайд 151
Символический Интеракционизм
Рахимов И.
Слайд 153
Символический
интеракционизм
Представители:
Уильям Томас
Джордж Мид
Герберт Блумер
Слайд 154
Специфика интеракционистского подхода (К. Франклин)
индивид и общество неотделимы
друг от друга;
индивиды представляют собой рефлексивную и интерактивную
сущность, обладающую самостью;
индивиды реагируют на объекты окружающего мира в соответствии со значениями, которыми они обладают для них.
Слайд 155
Символический
интеракционизм
Процессуальный
символический
интеракционизм
Структурный
символический
интеракционизм
Слайд 156
Процессуальный символический итеракционизм
Вклад Уильяма Джеймса
развил тезис о
самости как явлении социальном, как сумму всеобщности. Она включает
мысли человека о самом себе, его настроение и состояние, реальные и нереальные обладания и т.д.
в понятии Я выделены аспекты: материальные, духовные, социальные, а также два аспекта самости: Я субъекта и Я объекта.
Слайд 157
Два аспекта самости
«Я субъекта» представляет то, что в
каждый данный момент осознается индивидом или, это есть познающее.
Каждое моментальное состояние сознания замещается другим таким же состоянием, устанавливая, функциональные отношения между ними. Именно поэтому один и тот же объект осознается и как личностное единство, и как тождество происходящего.
«Я объекта» - «познанная самость», или «сумма всеобщности, известной о ней» и существующая в том, что получено друг от друга. Человек обладает врожденной способностью к достижению такого узнавания, результатом которого является множественность самостей индивида по отношению к значимым для него группам. Самость, по Джеймсу, характеризуется непрерывностью и многообразием
Слайд 158
Вклад Чарльза Кули
Самость рассматривается как отражение мыслей
других людей по поводу себя самого и являет собою
представление личности о себе самой, конструируемое на основе осознания реакций окружающих людей.
Интегральный аспект самости представляет собой самоотношение, сформированное на инстинктивной основе и обладающей необработанной формой на момент рождения, но изменяющейся и переопределяющейся в процессе социального взаимодействия
Слайд 159
Вклад Джорджа Герберта Мида
Самость - центральная рефлексивная
категория. Индивид становится объектом самого себя или собственной самости,
адаптируясь к позиции других и рассматривая себя с их точки зрения. Совершая подобное, человек способен не только испытать действия, совершаемые по отношению к другим, но и погрузиться в эти действия.
Человек не просто реагирует на действия других, а прежде всего интерпретирует их.
Слайд 160
Если интерпретация действий (оценка значения сигнала) синонимична значению,
придаваемому другим, начинаются согласованные действия.
Только потому, что я отвечаю
на свои собственные сигналы с точки зрения другого человека и потому, что другой отвечает на его собственные сигналы с учетом моей точки зрения, становится возможным взаимодействие этих сигналов.
Слайд 161
Когда люди подобным образом осознают значения, они в
воображении формируют ответные реакции через принятие соответствующей роли, способствующей
пониманию направления действий другого и приспосабливать свое поведение к его поведению.
Когда люди овладевают опытом других, вследствие реагирования на собственные сигналы, они тем самым включают поведение других в свое собственное и поведение становится действительно социальным.
Именно в этом контексте общество представляет собой процесс символической интеракции.
Слайд 162
Категория самости (по Миду)
1) самость существует через социальное
взаимодействие
2) только обладание самостью делает возможной символическую интеракцию
– необходимое условие совместной деятельности.
Слайд 163
Стадии социально развития
(по Миду)
Игровая стадия. Ребенок примеряет всевозможные
роли и индивидуальности.
Ребенок вместе с другими начинает осуществлять
упорядоченные взаимодействия (в игре), в которых происходит упорядочивание фактов, которые разбираются и обобщаются определенным образом. Эти опыты охватывают область семейных отношений, затем выходят на уровень обобщенного другого. Формируется представления о типичных действиях разных людей. Ребенок обобщает порядок их действий, и переносит на новые ситуации.
В процессе развития ребенок обобщает все большее количество ролей и отношений между ними, что приводит к формированию «обобщенного другого», который равнозначен обществу в абстрактном понимании.
Всю последующую жизнь, человек соотносит любое событие с этим обобщенным другим.
Слайд 164
Основные положения интеракционизма Герберта Блумера
Человеческое общество состоит
из индивидов со своим «Я». Между индивидом и миром
возникают отношения, в которых индивид является созидателем. Он придает миру смысл, и мир становится объектом для него. Объект приобретает смысл благодаря индивиду, манипулирующему с ним. Индивид создает свои объекты. Таким образом, человеческое действие скорее конструирование, чем реакция. Коллективное действие становится возможным благодаря сходному пониманию своих действий, и соединяют их в обобщенное действие.
Слайд 165
На этом фоне возникает образ существа, главной чертой
которого является мышление, обладающее намерениями.
Эти же мысли можно
вынести на макроплан где общество не составляет объективной структуры, но что его следует понимать как постоянно происходящее взаимодействие между различными конструктивно действующими индивидами, которые встречаются в рамках ситуаций. Ни человек, ни общество не являются статичными, оба следует понимать как процесс. И индивидуальное и коллективное действие создаются посредством того, что действующие индивиды интерпретируют ситуацию, а не потому, что какие-то внешние силы вызывают определенное поведение индивидов.
Слайд 166
Ирвин Гофман
Работы «Я и маски», «Презентации самости
в повседневной жизни». Создатель драматургической социологии, ее эмпирического варианта.
Самость
не структура, а социальный процесс коммуникации, получения и интерпретации информации о социальных актерах (actor – деятель), как попытку индивида освободить себя от определений других.
Актер - неоформленный образ.
Публика играет решающую роль – она определяет исход игры.
Слайд 167
Ролевая дистанция - способность разделять себя и свои
роли. Люди, не владеющими такими способностями являются социально дезадаптированными.
Чем сильнее способность актера смотреть со стороны на себя и свое выступление (то есть максимально дистанцироваться от самого себя), тем выше его социальная компетентность.
Понятийная пара: честный и циничный актер.
Честный актер - человек, который не осознает, что играет роль, идентифицирует себя с ролью
Циничный актер ясно понимает, что он играет роль, и что он не идентичен роли. Это не плохой человек, как и честный – не всегда хороший.
Слайд 169
Этнометодология определенным образом связана с символическим интеракционизмом и феноменологической
социологией, поскольку и для нее основное в предметной зоне
- изучение взаимодействия между людьми.
Вместе с названными выше двумя направлениями этнометодология составляет своеобразную "триаду" гуманистической социологии
Слайд 170
Гарольд Гарфинкель
Гарольд Гарфинкель (род. в 1917 г.).
Его считают учеником Т. Парсонса, у которого он стажировался
в Гарвардском университете. Впоследствии стал профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Главный труд Гарфинкеля - "Исследования по этнометодологии" - был опубликован в 1967 г. Именно ему принадлежит термин "этнометодология".
Слайд 171
Смысл этнометодологии состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии
в общую методологию социологических исследований.
С учетом сформулированного научного
интереса предметом этнометодологии являются процедуры интерпретации социальных явлений и их научного осмысления, осуществляемого как раскрытие механизмов социальной коммуникациимежду людьми.
Поскольку последняя имеет место, прежде всего в виде речи, языкового общения, приобретающего формальные очертания и структуры, становится понятным утверждение Гарфинкеля и Закса: "Интересы этнометодологии... настойчиво фокусируются на формальных структурах ежедневной деятельности.
Слайд 172
По мнению социологов, задача этнометодологии состоит в характеристике
методов социологического исследования, связанного с рациональным, корректным языковым описанием
практических повседневных социальных взаимодействий. Одним из решающих условий успешности этого описания является значение контекста (социальной среды), в котором происходит взаимодействие.
Для Парсонса взаимодействие и его понимание участниками этого процесса обусловлено влиянием общих социокультурных норм и ценностей и их приятием (либо неприятием, что ведет к конфликтам); таким образом, оно детерминировано извне.
Для Гарфинкеля же (и других этнометодологов) коммуникация между .индивидами и ее интерпретация осуществляются на основе субъективного конструирования людьми социального мира и социального порядка.
Слайд 173
Исходя из этого, Гарфинкель изучал поведение людей в
суде, очередь как явление социального порядка, беседы между людьми и т.д.
Главное, что его интересовало, - как, каким образом, благодаря каким методам и каким действиям осуществляется деятельность группы, непосредственно производящей социальный порядок.
Слайд 175
В этом смысле этнометодология выступила против социологической традиции
позитивизма и неопозитивизма, их принципов объективности, естественнонаучного характера рациональности
суждений, обоснованности доказательств. В соответствии с этнометодологией, социальный мир создается и исследуется в ходе осуществления процедур описания и объяснения этого мира, что снимает вопросы о его объективности или субъективности.
Решающее значение приобретает здравый смысл, поскольку он означает обыденные толкования реальности на основе веры в объективный характер окружающего нас мира.
Слайд 176
В итоге мы имеем дело с достаточно субъективистским
истолкованием социальной действительности, которая, по существу, отождествляется с ее
восприятием. Но, несмотря на то, что объективное содержание социальной реальности в этнометодологии редуцируется к представлению о ней социолога, все же конкретные исследования обыденного сознания, общения, морали дают положительные результаты. Эта прибавка знания посредством этнометодологических исследований и обусловила известную популярность рассмотренной парадигмы.
Слайд 178
Социальная структура
Уборщик
Таксист
Менеджер
Дворник
Банкир
Министр
Учитель
Профессор
Безработный
Слайд 180
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО – неравномерное распределение ликвидных ценностей
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
РАССЛОЕНИЕ
ОБЩЕСТВА
Слайд 181
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
сущность и измерение стратификации;
принадлежность к страте;
исторические типы
стратификации;
классы как современный тип социальной стратификации.
Слайд 182
Геологические страты
СТРАТА (от лат. stratum) — слой, пласт
Макс
Вебер (1864-1920)
Питирим Сорокин (1889-1968)
Слайд 183
Социальная стратификация
Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном
порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.
Слайд 184
Как измерить стратификацию?
К-во людей, на которые распространяется принимаемое
решение
Доход в течение определенного периода времени
Число лет обучения в
государственной или частной школе
30
150
2500
300
2000
10 000
9
11
16
19
24
Слайд 185
Престиж - уважение статуса, сложившее в общественном мнении.
Слайд 186
Социальная структура
общественное разделение труда
Социальная стратификация
общественное распределение результатов труда
Слайд 187
Стратификационный профиль
власть
доход
образование
30
150
2500
300
2000
10 000
9
11
16
19
24
престиж
страта
страта
страта
Слайд 188
Принадлежность к страте
Объективный критерий
Субъективный критерий
Чувство принадлежности , причастности
к данной группе, идентификации с ней
Слайд 189
Стратификация
Страта - социальный слой людей, имеющих сходные показатели
по четырем шкалам классификации.
Принадлежность к страте имеет два составляющие
– субъективную (психологическая идентификация с определенным слоем) и
объективную ( социальное вхождение в слой).
Слайд 190
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
Общества
закрытые
открытые
рабство
сословия
касты
классы
Слайд 191
РАБСТВО
экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая
с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Слайд 192
ВИДЫ РАБСТВА
ПАТРИАРХАЛЬНОЕ
обладает правами младшего члена семьи:
Живет в одном
доме с хозяевами
Участвует в общественной жизни
Может вступать в брак
со свободными
Может наследовать имущества
Запрещалось убивать
КЛАССИЧЕСКОЕ (ЗРЕЛОЕ)
не обладает никакими правами :
Живет отдельно
Ни в чем не участвует
Не может вступать в брак со свободными
Не может наследовать имущества
Можно убить
Сам – собственность хозяина
Античное рабство
Плантационное рабство в США до 1865 г.
Холопство на Руси Х-ХII веков
РАБОВЛАДЕНИЕ – единственная форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого.
Слайд 193
КАСТЫ
социальные группы, членом в которых человек обязан исключительно
своим рождением.
Слайд 194
СОСЛОВИЯ
социальные группы, обладающие закрепленными обычаем или юридическим законом
и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Слайд 195
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВ
появление нового типа экономики
появление нового типа
стратификации
классовая система
Развитие и рост городов, промышленности, сферы
услуг,
падение престижа аристократии,
укрепление статуса буржуазии
Новые профессиональные группы разрушение сословных ограничений,
Возможность социальной мобильности.
Деньги и
товарно-денежные отношения
ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ
Слайд 196
КЛАССОВАЯ СИСТЕМА
Ллойд Уорнер (1898- 1970)
верхний
-верхний
класс
нижний- верхний класс
верхний
- средний класс
средний - средний класс
нижний - средний
класс
верхний - нижний класс
нижний - нижний класс
Слайд 197
СРЕДНИЙ КЛАСС
Высший класс
низший класс
Средний класс
Слайд 198
СРЕДНИЙ КЛАСС
УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
ВЫПОЛНЯЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ:
стабилизатор общества – заинтересован в сохранении существующего порядка;
служит «буфером»
между богатыми и бедными;
широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса.
Слайд 199
Образование как социальный институт
Норматов Муроджон
Слайд 200
Социальный институт образования – это …
… одна из
составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике
систему мер, организующих приобщение личности к культуре.
Слайд 201
Признаки института образования:
установки и образцы поведения -
любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки -
школьная эмблема, школьные песни, форма
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правила учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Слайд 202
В социологии принято различать …
Формальное образование (специальные
учреждения (школы, вузы), осуществляющие процесс обучения)
Неформальное образование (несистематизированное
обучение человека в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации)
Слайд 203
Функции образования
Умственное, нравственное и физическое развитие человека
Функция
социализации
Функция активизации социальных перемещений
Социальная селекция
Формирование профессионально-квалификационного состава
населения
Слайд 204
Основные роли
Преподаватели
Учащиеся
Организаторы и руководители образования
Слайд 205
Роль учителя
Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя
сводятся к следующим моментам:
он должен быть специалистом в
определенной области науки и культуры
обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией,
владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.),
уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
Слайд 206
Роль ученика
Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная
система образования?
изучать различные предметы согласно программе курса (класса),
усваивать и запоминать информацию,
овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных фактов,
добросовестно посещать учебные занятия,
уметь слушать педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п.
Слайд 207
Основные виды образования
система дошкольного воспитания,
общеобразовательная школа,
профессионально-техническое
образование,
среднее специальное образование,
высшее образование,
послевузовское образование,
система
повышения квалификации и переподготовки кадров,
образование по интересам.
Слайд 208
Дошкольное воспитание
Не является обязательной ступенью образования
В 1992 г.
в детсадах находился только каждый второй ребенок.
Слайд 209
Общеобразовательная школа
На сегодняшний день полное среднее образование длится
11 лет.
Обязательным является неполное среднее образование – 9
лет.
Слайд 210
Специальные образовательные учреждения
Коррекционные образовательные учреждения (для детей с
отклонениями в развитии)
Исправительно-трудовые учреждения
Оздоровительные и санаторно-лесные школы
Слайд 211
Среднее специальное образование
Техникумы
Колледжи
Музыкальные и художественные училища
Слайд 212
Система высшего образования
Двухуровневая система высшего образования: бакалавриат (высшее
общее образование) и магистратура (высшее профессиональное образование)
По исследованиям социологов
до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.
Слайд 213
Что такое «Болонский процесс»?
«Болонским» принято называть процесс создания
странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено
подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации
Слайд 214
Семья как социальный институт
Исматов М.
Слайд 215
Счастлив тот,
кто счастлив у себя
дома
Л. Н. Толстой
Слайд 216
Семья - основанная на браке ,кровном
родстве
или усыновлении группа людей, члены которой
связаны
общностью быта, взаимной
помощью, моральной и правовой
ответственностью
продолжение рода
жизненный опыт
защиту, душевное тепло
поддержку
статус
граждан
защитников
работников
налогоплательщиков
восстановление
Слайд 217
комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов
поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями
и детьми.
Семья как социальный институт
Слайд 218
Социальный институт брака.
Никах (араб. نكاح — бракосочетание), джаваз, завадж, урс — в исламском семейном праве равноправный брак, заключаемый
между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был
действительным, необходимо выполнить ряд условий. Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином и не подпадать под категорию махрам
Слайд 219
Брак – совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности
мужа и жены, а также их двоих в отношении
к своим детям, родственникам и обществу в целом.
БРАК – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи
Слайд 220
Знакомство
Первое свидание
Ухаживание
Сватовство
Помолвка
Этапы добрачного поведения
Слайд 221
Вступление в брак:
Взаимное добровольное согласие
Достижение брачного возраста
Наличие брака
Близкое
родство
Усыновление или удочерение
Психическая болезнь, недееспособность.
Брак может быть признан недействительным,
если был факт сокрытия венерического заболевания или СПИДа
Слайд 222
Типы семьи (по поколенному признаку)
Нуклеарная семья –
семья, состоящая из родителей и их детей (тип современной
семьи).
Многопоколенная семья – семья, где все родственники (не только родители и их дети) проживают вместе.
Слайд 223
Многодетные
Среднедетные
Малодетные
Бездетные
Типы семей по
наличию детей
Слайд 224
Полная семья – наличие обоих родителей
Типы семей по
наличию родителей
Неполная семья – семья с одним родителем, образующаяся
в результате развода или смерти одного из родителей.
Слайд 225
Репродуктивная функция.
Социализация.
Функция эмоционального удовлетворения.
Статусная функция.
Защитная функция.
Экономическая функция.
Функции
семьи
как малой группы и психологической общности.
Слайд 226
ценности супружества;
ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;
ценности родительства, воспитания детей;
ценности родственных связей;
ценности, связанные с
саморазвитием;
ценности вне семейных коммуникаций;
ценности профессиональной занятости.
Семейные ценности:
Слайд 227
Бытовые отношения – это устойчивая система повседневных непроизводственных
связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд
Слайд 229
Законный режим имущества супругов
7. Доходы
6. Пенсии
4. Пособия
1. Вещи
индивидуального пользования
11. Приобретенное за счет общих доходов движимое и
недвижимое имущество
10. Ценные бумаги
5. Паи
2. Подарок
3. Наследство
12. Драгоценности
и предметы роскоши
9. Имущество,
приобретенное до брака
Вещи индивидуального
пользования
2. Подарок
3. Наследство
6. Пособия
7. Пенсии
8. Доходы
8. Награды
4. Награды
5. Имущество,
приобретенное до брака
9. Ценные бумаги
10. Приобретенное за счет общих доходов движимое и недвижимое имущество
11. Драгоценности
и предметы роскоши
Слайд 230
права
несовершеннолетних
детей
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье,
право на общение с родителями, бабушками, дедушками.
Ребенок имеет право
:
-на защиту своих прав и законных интересов;
-на защиту от злоупотреблений со стороны родителей;
-выражать свое мнение, которое учитывается;
-право на получение содержания от своих родителей;
-право собственности на доходы, наследство и т.д.
права и
обязанности
родителей
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Они обязаны воспитывать своих детей, обеспечить получение ими образования.
Родители - законные представители своих детей.
Все вопросы с воспитанием детей родители решают совместно. Если возникают разногласия - вправе обратиться в органы опеки или суд.
Слайд 231
Замена традиционных ролей, которые играли муж и жена;
Преобладание
нуклеарных семей;
Снижение ценности семьи с детьми, единства
всех семейных поколений;
Рост числа неполных семей;
Усиливается девиантное поведение в семье - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейное насилие;
Семья перестает зависеть от социальных норм и санкций (законы, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, ритуалы) и все больше зависит от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания;
Уменьшается число законных браков, растет число свободных;
Рост социальных сирот.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Слайд 232
РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Шерматов Джафар
Слайд 234
Одной из повелительных потребностей людей является потребность в
осознании происходящего, объяснении его и выстраивании своей жизни в
соответствии с представлением о сути вещей, картине мира, о смысле самой жизни, природе человека и его предназначении. Веками религиозное сознание отвечало на эту потребность, предлагая человеку, как конечному существу, выход за пределами его земного существования. Эта особенность религии, се трансцендентность (выход за пределы наличного бытия) позволяет включить мир и человека в контекст вечности, придавая тем самым смысл устройству мира и бытию людей в нем.
Слайд 235
Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих
определенные ритуалы, верований, воплощающих представление о священном, сверхестественном, определяющем
судьбу человека. Элементами религии являются: наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований (вероисповедание); особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.
Слайд 236
Понятие священного
Религиозные представления присущи человечеству с древних времен.
Исторически религия начинается с того момента, когда человек оказался
в состоянии представить себе существование сверхъестественного существа, и таким воображаемым сверхъестественным существом был дух. Предки современного человека не были в состоянии объяснить очевидную противоречивость двойственного феномена, связанного со сновидениями, когда сам человек спит, он недвижим, а его двойник свободно перемешается в пространстве. Этот «другой Я», этот двойник и есть мой дух. И смерть есть не что иное, как разделение двух существ: одного телесного, конечного, смертного и другого бестелесного, бесконечного, бессмертного, т. с. духа (души). Воображение первобытного человека наделяло весь мир вокруг него бесконечным количеством могущественных духов — загадочных и невидимых.
Слайд 237
Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в
себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем
не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. То, что свято, внушает ужас, почтение, глубокое уважение. Оно обладает необычными, сверхъестественными и подчас опасными качествами и с ним можно общаться только в рамках особого ритуала (молитвы, заклинания, ритуальные очищения). К числу священных объектов может быть отнесено что угодно — Бог, король, солнце, луна, скала, дерево или такой символ, как крест. Противоположно святому то, что ординарно, не принадлежит к миру свсрхъсстсствснного. Однако нечто становится святым или остается ординарным только в случае, если как таковое оно получает то или иное социальное определение, которым подобный объект наделяется сообществом верующих.
Слайд 238
Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система
общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на
сферу священного, сверхъестественного.
Слайд 239
С социологической точки зрения могут быть выделены следующие
виды религий: простая вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал.
Слайд 240
Первый тип религии характерен для примитивных, доиндустриальных обществ,
не включает в себя веру в богов или духов,
но признает наличие сверхъестественных сил, оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей.
Слайд 241
Анимистический тип религии признает активную деятельность духов в мире. Эти
духи могут существовать в людях, но также и в
природных объектах (реках, горах, ветрах), они персонифицированы, наделены человеческими качествами (мотивами, волей, эмоциями). Это не боги, им не поклоняются. Общение с ними достигается через магические ритуалы. Они могут быть добрыми или злыми или безразличными к людским делам.
Слайд 242
В основе теистических религий лежит вера в богов. Бог
могуществен, он заинтересован в людских делах и заслуживает поклонения.
Наиболее распространенной формой теизма является политеизм, вера во многих богов. Среди них выделяется «высший бог», или «отец богов». Другой формой теизма является монотеизм — вера в единого Бога. Эта вера лежит в основе мировых религий — иудаизма, христианства и Ислама .Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, предусматривают почитание богов, но сосредоточены на достижении идеалов в мышлении и поведении. Целью является достижение возвышенного состояния бытия и сознания, что позволяет, как полагают их сторонники, полностью реализовать потенциал человека. Цель буддизма — достичь единства с вселенной через годы медитаций, т. е. психологического отключения человеком себя от окружающего мира, освобождения от него, погружения во внутренний мир с помощью заклинаний, с целью достижения особого (возвышенного) состояния сознания.
Слайд 243
Общей чертой религий является наличие теодицеи — эмоционально удовлетворяющего
объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его
страданий и смерти. Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.
Слайд 244
Социальная функция религии. Важнейшей социальной функцией религии в
истории человечества было поддержание целостности данной социальной системы. Изучая
простейшие форма религии на примере тотемизма австралийских аборигенов, Дюркгейм констатировал, что тотем это любой ординарный предмет, или растение, или животное, или представляющий их символ, становящийся священным. Каждый клан организован вокруг своего тотема и носит его имя. Тотем не только священен, но это и символ самого клана как общества. Отсюда вывод: когда люди поклоняются чему-то священному, они, по сути, поклоняются ни чему иному, как своему обществу. Божественное есть ни что иное, как трансформированное и символически осознанное общество