Слайд 2
Троица (христ. Праздник)
Троица (христ. праздник)
Троица, пятидесятница, один из
главных христианских праздников в честь мифического сошествия "святого духа"
на апостолов. Трактуется церковью как начало широкого распространения христианства.
Слайд 3
Отмечается на 50-й день после пасхи (обычно конец
мая — начало июня). Празднование Т. и "духова дня"
(на 2-й день после Т.) сопровождается поминанием умерших, украшением жилищ берёзовыми ветками — обрядами, восходящими к языческим традиции
Слайд 4
В этот день в православных храмах совершается одна
из наиболее торжественных и красивых служб в году. После
литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Слайд 5
Соответствующий текст в католицизме — молитва Veni Sancte
Spiritus. Veni per Mariam.
Хотя в Новом Завете не упоминается,
что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа, она традиционно присутствует на иконописных изображениях этого события.
Слайд 6
По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла
ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та,
что зачала и родила через Его посредство?
Слайд 7
Во время чтения этих молитв все (в том
числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается
послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
Слайд 8
Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после
Пасхи, в воскресенье. В христианских церквях западной традиции в
этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье. Антитринитарии, не признающие Догмат Троицы, отмечают его строго, как сказано в Деяниях 2:1, на 50 день после Пасхи.
Слайд 9
В Новом Завете
Сошествие Святого Духа на апостолов в
день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В
пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-
Слайд 10
В этот день в городе по случаю праздника
находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум,
они собрались перед домом, где находились апостолы и услышав что внутри говорят на различных наречьях пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян.2:13). В ответ на такую реакцию:
Слайд 11
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой
и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в
Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем:
Слайд 12
И будет в последние дни, говорит Бог, излию
от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать
сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
(Деян.2:14-18
Слайд 13
Название и толкование
Название и толкование
Своё первое название праздник
получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое
им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47).
Слайд 14
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы
явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную:
Человеколюбче, слава Тебе.
—
Слайд 15
День Святого Духа.
По русской традиции, пол храма
(и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой,
иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов). На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.
Слайд 16
Иконография
Сошествие Святого Духа
(белорусская икона, XVIII век)
Развитие
иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются
в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест.
Слайд 17
Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:
12 апостолов,
причём место Иуды Искариота занял Павел
Богородица (появляется на
иконах с XVII века, но известна и по миниатюрам VI века).
Слайд 18
Пустое место между Петром и Павлом напоминает о
присутствии Святого Духа — отсутствующего на этой второй «Тайной вечери»
Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же иконографию будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, удачным образом выраженную здесь.
Здания, написанные на фоне — изображение первого этажа дома в Иерусалиме, где имело место чудо. Кроме того, нередко можно увидеть аллегорию вселенной, лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — другой способ изображения сошествия Святого Духа, кроме традиционного изображения в виде голубя.
Слайд 19
В нижней части иконы может в темном пространстве
помещается фигура царя, заменившая собой изображение толп народа, бывшими
свидетелями сошествия Святого Духа. Существуют трактовки, что этот образ может также олицетворять пророка Иоиля, отпавшего Иуду или царя Давида (эти два образа взят согласно слов апостола Петра: «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде» (Деян.1:16)). В некоторых трактовках это образ Иисуса Христа, обещавшего быть со своими учениками до скончания века, а его старческая внешность должна показывать равенство Сына Отцу.
Традиционным толкованием образа царя является образ народа к которому обращена евангельская проповедь, представленного одной фигурой царя как его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков — они символизируют апостольскую проповедь. Рядом с фигурой помещается греческая надпись κόσμος — «мир»[2]. От этой надписи в ряде источников образ царя получил наименование Царь-Космос[3].
По мнению философа Е. Н. Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:
Слайд 20
…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь
космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена
Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.
Слайд 21
Народные обычаи, связанные с праздником Троицы
В народе
сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в
том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слезы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
Слайд 22
А. С. Пушкин
Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в
«Евгении Онегине»:
В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно
на пучок зари[
Они роняли слезки три…
Слайд 23
Сергей Есенин
Также у Сергея Есенина:
Троицыно утро,
утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с
праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…
Слайд 24
Государственный праздник
Государственный праздник
Государства, в которых День Святого Духа
(понедельник после Троицы) — выходной, нерабочий день:
Австрия
Бельгия
Венгрия
Германия
Дания
Исландия
Латвия
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Румыния
Украина
Швейцария
Франция