Слайд 2
Василий Иванович 1505-1533
Сын Ивана 3 и Софьи Палеолог
– племянницы последнего византийского императора, отец будущего царя Ивана
Грозного ( г.р. 1530)
Его называют « последним собирателем земли русской», так как в его правление были присоединены последние полусамостоятельные русские княжества.
Слайд 3
Василий Иванович 1505-1533.
Внутренняя политика.
Завершение складывания централизованного государства.
Поддержка церкви
и опора на неё во внутренней политике.
Дальнейшее усиление власти
великого князя.
Совершенствование системы государственного управления.
Слайд 4
Завершение процесса складывания централизованного государства.
1510- присоединение Пскова. Вечевой
строй упразднён. Во главе — московские наместники.
1513- присоединение Волоцка.
1514-
присоединение Смоленска. В честь этого в городе построен Новодевичий монастырь – копия Московского Кремля.
1518- присоединение Калуги.
1521- присоединение Рязани и Углича.
1523- присоединение Новгород-Северского княжества.
Объединение на основе новой идеологии«Москва- третий Рим». Автор – Филофей.
Слайд 5
Поддержка церкви и опора на неё во внутренней
политике.
Поддержка нестяжателей , а потом иосифлян в борьбе с
феодальной оппозицией.
Иосифляне это представители церковно- политического течения, которое сформировалось в годы правления Василия 3.Это последователи Иосифа Волоцкого. Выступали за сильную церковную власть, за влияние церкви в государстве, за монастырское и церковное землевладение. Иосифлянином был Филофей. Василий 3 поддерживал их в борьбе с оппозицией.
Нестяжатели –стремились восстановить пошатнувшийся авторитет церкви, что было вызвано стремлением духовенства к овладению всё большей землёй. Во главе –Нил Сорский. Они за секуляризацию церковных земель, то есть возврат её великому князю.
Слайд 6
Дальнейшее усиление власти великого князя.
Князь обладал высшим судом,
являлся верховным главнокомандующим, от его имени издавались все законы.
Ограничение привилегий бояр, опора на дворянство, увеличение земельного владения дворян.
Слайд 7
Совершенствование системы государственного управления.
Появился новый орган власти –
Боярская Дума, с которой князь советовался. В Думу царь
сам назначал бояр с учётом местничества.
Важную роль стали играть дьяки. Они вели делопроизводство.
На местах управляли наместники и волостели.
Появилась должность городового приказчика.
Слайд 8
Внешняя политика
1.Оборона границ России на юго-востоке от набегов
крымского и казанского ханов.
2.Борьба за присоединение земель на западе.
3.Налаживание
мирных торговых отношений со странами.
Слайд 9
Оборона границ России на юго-востоке от набегов крымского
и казанского ханов.
1521- набег крымского хана на Москву.
Постоянные набеги
Менгли-Гирея- в 1507, 1516-1518, 1521.
Василий III с трудом договорился о мире
В 1521- начал строить города-крепости на границах с этими ханствами в «диком поле».
Слайд 10
Борьба за присоединение земель на западе.
1507-1508, 1512-1522- русско-литовские
войны, в итоге: присоединён Смоленск, западные земли, завоёванные Иваном
III, его отцом. Но поражение под Оршей в 1514г.
Слайд 11
Налаживание мирных торговых отношений со странами.
При Василии
III сложились хорошие торговые отношения России с Францией и
Индией, Италией, Австрией.
Слайд 12
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При Василии III завершился процесс образования централизованного
государства.
Была создана единая государственная идеология, способствующая объединению страны.
Церковь продолжала
играть важную роль в государстве.
Значительно усилилась великокняжеская власть.
Произошло дальнейшее совершенствование системы государственного управления, появился новый орган власти – Боярская дума.
Князь вёл удачную политику на западе, были присоединены многие западные земли.
Василий III всеми силами сдерживал набеги крымского и казанского ханов, сумел договориться с ними о мире.
При Василии III значительно укрепился международный авторитет России. Со многими странами велись торговые отношения.
Слайд 13
Идея « Москва- третий Рим» – это политическая идеология, которая
обозначала всемирное значение Москвы как политического и религиозного центра.
По теории, Римская и Византийская империи пали, так как уклонились от истинной веры, а Московское государство является « третьим Римом», а четвёртому Риму не бывать, так как Московская Русь стояла, стоит и будет стоять. Теорию сформулировал псковский монах Филофей в своих посланиях Василию III.
Слайд 14
Архангельский собор
Московского кремля
Слайд 15
Архангельский собор Московского кремля.
Место: Соборная площадь Московского Кремля.
Годы
строительства:1505-1508
Архитектор: Алевиз Новый
Архангельский собор служил усыпальницей Московских князей.
Слайд 16
Благовещенский собор
Московского Кремля
Слайд 17
Благовещенский собор Московского Кремля
Место: Соборная площадь Московского Кремя
Годы
строительства: 1484-1489 г.
Архитекторы: псковские мастера.
Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508
году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева
Слайд 18
Грановитая палата
Московского Кремля
Слайд 19
Грановитая палата
памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских
зданий Москвы.
Строительство: в 1487—1491 годах по указу Ивана III
Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Название
получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Слайд 20
Успенский собор
Московского Кремля
Слайд 21
Успенский собор Московского Кремля.
Место: Соборная площадь Московского Кремля
Строительство:
1475-1479
Архитектор:Аристотель Фиорованти
Особенности: Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание
Москвы.
В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
В этом храме в последующем, венчались на престол все главы государства.
Слайд 22
Церковь Вознесения
В Коломенском.
Слайд 23
Церковь Вознесения в Коломенском.
Место: бывшее подмосковное село Коломенское.
На правом берегу Москвы-реки
Строительство: 1528-1532
Архитекторы: Петро Францизск Анибале,( по русским летописям
Петр Фрязин или Петр Малый)
Построен в честь рождения Ивана IV Васильевича.
Первая постройка в шатровом стиле
Слайд 24
Дионисий (1440—1502)
ведущий московский иконописец конца XV— начала XVI веков. Считается продолжателем
традиций Андрея Рублёва.
Самая ранняя из известных работ — росписи собора
Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477), расписывает Успенскую церковь в Москве .
Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери
известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.
Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».