Слайд 2
Реклама и теории личности
В.Франкл, К.Роджерс, Т.А.Флоренская, Ф.В.Василюк, Б.С.Братусь
Личность – духовная сущность человека. Ее качествами являются:
творческое
созидание;
ответственность;
совесть;
ценностное отношение;
любовь;
способность к самопожертвованию.
Слайд 3
Реклама и теории личности
С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев
Личность –
социальная форма существования индивида.
Ее качествами являются:
мировоззрение;
социальные нормы и
ценности;
знания, умения, навыки;
социальный статус;
направленность личности.
Слайд 4
Реклама и теории личности
К.К.Платонов
Личность – единство
врожденных биологических проявлений и социальных влияний.
4 уровень: социальнообусловленные
особенности (направленность, мировоззрение);
3 уровень: личный опыт (знания, умения, навыки);
2 уровень:индивидуальн. особенности психических процессов (внимание, память);
1 уровень: биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты)
Слайд 5
Реклама и теории личности
З.Фрейд
Личность
– противоборство врожденных биологических проявлений и социальных влияний.
Неосознаваемые
мотивы руководят действиями человека;
В основе мотивов лежат врожденные инстинкты стремления к удовольствию (либидо) и стремление к уничтожению (морбидо);
Неосознаваемые влечения проявляются в культурных социально одобряемых образах.
Слайд 6
Реклама и теории личности
Р.Бернс
Я-концепция (образ Я)
в отличие от
образа реального Я идеальное Я может ассоциироваться с образами
идеальных героев;
образ Я имеет когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие, не всегда совпадающие друг с другом.
Слайд 7
Сознание и бессознательное в рекламе
Современные рекламные
специалисты придерживаются теории трех психологических состояний:
человек знает, что
с ним происходит, и может объяснить это;
человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину;
человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.
Значительный интерес ко второму и третьему состояниям проявляют создатели рекламы.
Слайд 8
Сознание и бессознательное в рекламе
Если бессознательное (инстинкты; все,
о чем мы не задумываемся до поры до времени)
— основание пирамиды нашего мышления, то подсознание (привычки, стереотипы и т.д.) — действия, выполняемые нами автоматически; предсознание находится между подсознанием и сознанием (фантазии, самовнушение и т.п.), сознание (со-знание - знание, разделенное с другими людьми) — вершина пирамиды, надсознание — инновация, то, что не имеет аналогов и создается впервые. Покупке может способствовать и давно увиденный, но хранящийся в подсознании рекламный текст и спроецированное на сознание сообщение о снижении цены на месте продаж.
Слайд 9
Сознание и бессознательное в рекламе
Среди неосознаваемых
мотивов поведения чаще всего эксплуатируются инстинкты:
получения удовольствия (гедонистические);
самосохранения;
разрушения;
пищевой;
половой.
Слайд 10
Реклама и эмоции человека
Эмоциональный компонент социально-психологической установки способен
вызвать у потребителя эмоционально окрашенное отношение как к самому
товару, так и к рекламному тексту, усиливая или ослабляя желание приобрести продукт. Психологи убеждены, что положительные эмоции стимулируют человека к достижению поставленной цели, а отрицательные заставляют его избегать ситуаций, вызывающих неприятные эмоции.
Эмоциональный компонент социально-психологической установки способен вызвать у потребителя эмоционально окрашенное отношение как к самому товару, так и к рекламному тексту, усиливая или ослабляя желание приобрести продукт.
Слайд 11
Реклама и потребности человека
Идея человеческих нужд лежит в
основе маркетинга: ощущая нехватку чего-то, человек пытается удовлетворить нужду,
которая, в свою очередь, принимает специфическую форму в зависимости от культурного уровня, мировоззрения, психологических особенностей личности и становится потребностью.
Слайд 12
Реклама и потребности человека
Поиски А. Маслоу
(1908—1970) «человека в человеке» привели исследователя к выдвижению теории
самоактуализации (самореализации), активно используемой в маркетинге.
По мнению исследователя, потребности невозможно удовлетворить полностью, но возможно параллельное удовлетворение нескольких потребностей. Если «средний» человек способен удовлетворить базовые потребности на 85%, то потребности высшего порядка, как самореализация, — на 10%. Под самореализацией ученый понимал искусство прислушиваться к себе, полностью раскрыть свой потенциал.
Слайд 13
Реклама и социальные стереотипы
Социальные стереотипы –
это обобщенные и упрощенные представления о социальном объекте. Они
бывают:
индивидуально-личностные («слабый пол», «настоящий мужчина»);
семейные («мужчина — глава семьи»);
производственные («всемогущее телевидение», «настоящий босс»);
социальные, классовые («элита», «сильный человек»);
государственные (США — оплот демократии);
национальные («легкомысленный француз», «пунктуальный немец»);
формационные («постиндустриальное общество»).
Слайд 14
Реклама и социальные стереотипы
Анализируя социальные функции стереотипа, отметим:
социальный
стереотип способен меняться вместе со сменой порождающей его действительности;
социальные
стереотипы вводятся в оборот на ранних этапах социализации человека, используются детьми задолго до возникновения у них четких представлений о тех группах, к которым они относятся.
В то же время практика показала, что в рекламной коммуникации для раскрытия полного, классического реалистического образа просто нет времени.
Слайд 15
Восприятие рекламы: репрезентативные системы
Зрение играет первостепенную роль при
знакомстве с чем-то новым: человек запоминает 20% услышанного, 30%
увиденного, 50% увиденного и услышанного одновременно.
Слайд 16
Восприятие рекламы: фигура и фон
В восприятии рекламы важно
учитывать роль фигуры и фона: изменение ракурса или акцента
может привести к смещению фокуса сознания с рекламируемого товара на посторонний предмет или подать товар в невыгодном свете.
Слайд 17
Восприятие рекламы: цветовое решение
спокойные нейтральные цвета любят эмоциональные
люди, люди с хорошим образованием и с высоким уровнем
дохода.
люди с невысоким уровнем образования отдают явное предпочтение ярким цветам, таким как оранжевый и красный. А в трущобах наиболее привлекательны цвета, близкие к цветам радуги.
белые буквы на темном фоне — прием называется «выворотка» —доминируют на полосе вне зависимости от размера сообщения.
Слайд 18
Восприятие рекламы: цветовое решение
94 из 100 обследуемых весьма
позитивно реагируют на красный цвет, у 6 человек —
реакция негативная из-за полученных в детстве отрицательных ассоциаций с цветом... В то же время зеленый цвет снимал отрицательную реакцию на тот же красный цвет.
Согласно результатам по своему эмоциональному накалу цветовая реакция может доминировать над родственными чувствами: синий цвет формы полицейского, которым мама пугала в детстве ребенка, переносился на синий цвет костюма отца семейства, и только опытный психоаналитик смог определить причинно-следственную связь между явлениями.
Слайд 19
Восприятие рекламы: цветовое решение
Аудитория всегда воспринимает цвет по
секторам — от самого насыщенного, контрастного, оказывающего максимальное воздействие
на эмоциональное состояние, до легких и спокойных цветов.
Светлые, чистые цвета вызывают положительные эмоции, переход одного цвета в другой — состояние нестабильности, ощущение некоего напряжения.
Испытывая переживания, человек видит мир в черных и белых красках.
Слайд 20
Внимание и реклама
Доминанта, по А.А. Ухтомскому, — устойчивый
очаг возбудимости центров, чем бы он ни был вызван.
Вновь происходящие в центре возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко развиты явления торможения.
Величина влияния доминанты на реакцию зависит от величины копящегося в ней возбуждения, которое в рекламной практике проявляется в виде последовательных возбуждений через повторения. То есть пережитая доминанта при затухании тормозится до определенного момента и, вновь вызванная, однажды способна восстановиться: увидев давно знакомый символ, услышав мелодию, запах, человек переживает комплекс ощущений, связанных с этим знаком
Слайд 21
Внимание к рекламе
Для усиления эффективности аудиовизуальной информации применяются
следующие приемы:
включение новизны в передаваемое сообщение, что дает импульс
к переключению внимания слушателя на рекламное объявление. Среди новостей — наиболее продуктивные: новое о неизвестном, новое об известном, формирование нового отношения к известным фактам;
приведение доказательной информации, опирающейся на эмпирический опыт аудитории, статистику, фактологический материал;
особое акцентирование начала и конца выступления. Если изложение интересно, то доказательство следует оставить на конец, чтобы не уменьшить значимость идеи;
представление противоположных точек зрения: если образовательный уровень аудитории достаточно высок; если позиция слушателей расходится с позицией оратора; если известно, что выступление будет подвергнуто воздействию другой стороны. Для повышения эффективности публичного выступления возможна и апелляция к аудитории (если известна ее изначальная позиция) интонацией, применением индивидуальных языковых средств, диалогичностью (использованием системы обращения «мы», «вы», «те из вас», «мы с вами» и т.д.).