Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Византийская архитектура и инженерные сети

Содержание

Возникновение и развитие византийской архитектурыВ конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени
Византийская архитектура и инженерные сети Возникновение и развитие византийской архитектурыВ конце IV столетия после разделения Римской империи Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме. Проблемы и решения византийских путей водосообщения.В древнем Византии существовали немалые трудности с Акведук Валента - его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная Устроенные при Юстиниане подземные резервуары являлись не только водохранилищами, но также уникальными Цистерна базиликаРыбы подземелья Встречаются и разные варианты зданий центрического типа, как, например, храм Минерва Медика Храм Минервы Медика (Целительницы). Постройка приблизительно IV в. н. э Мавзолей Константины — круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный Константином Великим в Общий вид мавзолея Галлы Плацидии Строительные материалыХотя в южных областях Восточной Европы, в Армении и Сирии, на Строительные конструкцииКонструктивная простота и эффективность византийского метода возведения сводов и куполов сами Формирование византийскихсистем перекрытий:а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на Храм Святой Софии в Стамбуле (открыт в 537 г н.э) Первые общественные бани Константинополя устраивались по подобию римских терм, но со временем Комплекс помещений общественной бани византийского периода Внешний облик зданийГлавную роль в византийских строениях играют купол или купола, возвышающиеся Оформление интерьераВизантийские архитекторы отказались от классических ордеров, а взамен им выработали колонные МозаикаМозаики набирались из маленьких кусочков смальты – цветного стекла со сколотыми краями, «Райский сад» — мозаика на потолке мавзолея Галлы Плацидии Голуби, пьющие из источника воды живой мавзолея Галлы Плацидии Купол и тромпы собора монастыря Св. Луки. Мозаики XI века (купол утрачен Святой Лаврентий, идущий на костёр. Фреска в мавзолее Галлы Плацидии Ахенский или Имперский собор.Ахенский собор одним из первых был внесён в список
Слайды презентации

Слайд 2 Возникновение и развитие византийской архитектуры
В конце IV столетия

Возникновение и развитие византийской архитектурыВ конце IV столетия после разделения Римской

после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей

резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь.
Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима.
К тому времени, когда началось становление византийской архитектуры, все ее основные элементы уже присутствовали в Средиземноморье. Базиликальный тип был распространен повсеместно – как в многоколонных, с деревянными перекрытиями раннехристианских церквах, так и в различных примерах собственно римской базилики, своды которой покоились на широко расставленных массивных столбах и подпирались поперечными цилиндрическими сводами боковых нефов, как в базилике Максенция – Константина в Риме.

Слайд 3 Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо

Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском

построенное на Римском форуме. Заложено в 308 году императором Максенцием,

а закончено его преемником — Константином в 312 году. Площадь нефа превышала 4000 кв. м., высота сводов составляла 39 метров. Внутри стены базилики были украшены мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором.


Слайд 4 Проблемы и решения византийских путей водосообщения.
В древнем Византии

Проблемы и решения византийских путей водосообщения.В древнем Византии существовали немалые трудности

существовали немалые трудности с водоснабжением. Горько-соленая вода малочисленных колодцев

была практически непригодна для питья. По инициативе Константина в столице началось строительство акведуков, обеспечивших бесперебойную подачу воды в жилые кварталы. Одним из самых знаменитых водопроводов стал двухъярусный акведук, построенный в IV веке по приказу императора Валента и названный его именем. Каменный водопровод на высоких аркадах пересекал весь город, проходя над улицами и крышами зданий. Еще более грандиозными размерами отличался акведук, построенный Юстинианом Великим. Четыре яруса арочного моста проходили над широким потоком, заключая в себе водопровод, способный создать огромные запасы питьевой воды. Благодаря мощным гидротехническим сооружениям Константинополь успешно выдерживал длительные осады.


Слайд 5 Акведук Валента - его первоначальная длина составляла более

Акведук Валента - его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а

1000 метров, а максимальная высота 26 метров.
Акведук Юстина Великого


Слайд 6 Устроенные при Юстиниане подземные резервуары являлись не только

Устроенные при Юстиниане подземные резервуары являлись не только водохранилищами, но также

водохранилищами, но также уникальными памятниками старинной архитектуры. В современном

Стамбуле успешно действует один из древних резервуаров — цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай, что в переводе означает «дворец, провалившийся под землю». Подземное хранилище действительно напоминает дворец: на площади 7000 квадратных метров в четком порядке располагаются 336 колонн, поддерживающих высокие своды потолка. Сегодня цистерна Базилики входит в музейный комплекс храма Святой Софии. Туристы осматривают подземные залы, совершая плавание на весельных лодках.


Слайд 7 Цистерна базилика
Рыбы подземелья

Цистерна базиликаРыбы подземелья

Слайд 8 Встречаются и разные варианты зданий центрического типа, как,

Встречаются и разные варианты зданий центрического типа, как, например, храм Минерва

например, храм Минерва Медика (или, иначе, нимфей Лициниевых садов,

начало 4 в.) или мавзолей Константины (326–329, в 1256 переименован в церковь Санта Костанца), обе в Риме. Простую крестовую в плане форму мы встречаем в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. Колористическое богатство византийских строений и их пластическая выразительность стали известны в Малой Азии с очень давнего времени, по смелости же инженерных решений им предшествовали творения римских архитекторов эпохи империи. Однако византийские строители использовали все эти элементы главным образом в качестве отправной точки и при дальнейшем их развитии проявляли бесподобный художественный вкус и чудеса проницательности. Художественная интуиция помогла им сплавить эти формы в новый архитектурный стиль, обладавший и внутренней цельностью, и высокой мерой индивидуальности. Двигаясь в этом направлении, уже при сооружении собора св. Софии в Константинополе византийцы смогли довести до совершенства конструкцию с преобладанием арочных элементов, подобно тому, как при сооружении Парфенона древним грекам удалось это проделать со стоечно-балочной конструкцией.

Слайд 9 Храм Минервы Медика (Целительницы). Постройка приблизительно IV в.

Храм Минервы Медика (Целительницы). Постройка приблизительно IV в. н. э

н. э


Слайд 10 Мавзолей Константины — круглый мавзолей диаметром 29 метров,

Мавзолей Константины — круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный Константином Великим

построенный Константином Великим в начале IV в. на восточной

окраине Рима как место упокоения своих дочерей Елены и Константины. Последняя впоследствии была причислена к лику святых, а мавзолей в 1254 г. был обращён в церковь, посвящённую её имени . При реставрации храма в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. Главным сокровищем мавзолея ныне являются мозаики IV в., представляющие картину приспособления языческой эстетики для христианских задач.

Фасад

Мозаичный потолок


Слайд 11 Общий вид мавзолея Галлы Плацидии


Общий вид мавзолея Галлы Плацидии

Слайд 12 Строительные материалы
Хотя в южных областях Восточной Европы, в

Строительные материалыХотя в южных областях Восточной Европы, в Армении и Сирии,

Армении и Сирии, на Крите и Кипре в ту

эпоху широко использовался камень, в Византийской империи излюбленным строительным материалом была плинфа, крупный и плоский обожженный кирпич размером около 30-40 см. При кладке использовался очень густой цемяночный раствор, что давало возможность делать швы равными кирпичу по толщине и при этом не опасаться за прочность кладки. Чтобы подкрепить конструкцию или усилить декоративный эффект, три-четыре ряда кирпичной кладки нередко перемежали рядом из тесаного камня или мрамора.
Архитектурные детали – такие, как колонны, капители, вставные панели, решетки, облицовка стен, полы, – изготавливались из разных видов мрамора и из порфира. Все своды, а также верхнюю часть стен, как правило, покрывали роскошными цветными мозаиками из ценных стеклянных кубиков смальты, тщательно закрепленных в слое специально приготовленного раствора.
Своды и купола сооружали главным образом из кирпича, который укладывали рядами, причем так, чтобы каждый кирпич лежал своей плоской стороной на линии, исходящей из противолежащей точки основания свода, а не из его центра, в результате ряды становились не такими крутыми. Использование раствора повышенной вязкости делало необязательным возведение деревянных кружал, применявшихся римлянами. Этот раствор даже позволял, уложив ряд, не дожидаться окончательного схватывания и твердения, а начинать укладывать по нему следующий. В результате боковой распор значительно уменьшался и после завершения строительства купол приобретал характер

Слайд 13 Строительные конструкции
Конструктивная простота и эффективность византийского метода возведения

Строительные конструкцииКонструктивная простота и эффективность византийского метода возведения сводов и куполов

сводов и куполов сами по себе еще не гарантировали

доведения купольного архитектурного стиля до совершенства. Прежде большие купола сооружались только над круглыми в плане помещениями. Опыт римлян не давал требуемого ответа, поскольку они применяли купол в сочетании со стоечно-балочной конструкцией и не стремились к масштабному использованию парусов. В своих купольных постройках они не отходили от круглого плана и никогда полностью не отказывались от принципов балочной конструкции. Следовательно, и применение римского метода не давало решения проблемы полного купольного перекрытия.
В соборе св. Софии в Константинополе, построенном архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл, система парусов была усовершенствована, и купол был возведен над квадратным в плане пространством. Создатели проекта полностью понимали важность своего достижения и использовали его при развитии чисто сводчатых принципов перекрытия в конструкции всех частей собора. Поддерживаемые столбами арки, своды, полукупола и купола сделаны ведущими конструктивными элементами. Колонны оттеснены на второй план и используются между колоссальными столбами в качестве перегородки, разделяющей внутреннее пространство, а также в качестве задающего масштаб элемента. Классические ордера упразднены, пластическая концепция в решении плана, фасада и интерьера обрела окончательную форму, выражающую во всех своих моментах главенство арочно-сводчатого принципа.


Слайд 14 Формирование византийских
систем перекрытий:
а - римский крестовый свод:
б

Формирование византийскихсистем перекрытий:а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод

- вспарушенныи свод на
четырех опорах:


в - вспарушенный свод на
восьми опорах,
г - купол на парусах;
д - купол на парусах с
погашением распора
боковыми полукуполами;
е - крестовокупольная
система перекрытия

ТИПЫ ЗДАНИЙ


Слайд 15
Храм Святой Софии в Стамбуле (открыт в 537

Храм Святой Софии в Стамбуле (открыт в 537 г н.э)

г н.э)


Слайд 16 Первые общественные бани Константинополя устраивались по подобию римских

Первые общественные бани Константинополя устраивались по подобию римских терм, но со

терм, но со временем надобность в роскоши отпала, и

они стали использоваться по прямому назначению. Новые бани служили для омовения, а бесполезные термы переделывались в храмы. В крупных центрах Византии имелось множество публичных бань, состоявших из обогреваемых помещений с горячим водоснабжением и красивой отделкой стен. Провинциальные купальни выглядели менее элегантно и оборудовались дровяными печами без отвода дыма. Небольшие бани устраивались в монастырях, правда, необходимость в них возникала не чаще одного раза в месяц. Православными канонами обязательное омовение предусматривалось только перед Пасхой. Однако в обителях и городах баня оставалась местом исцеления различных недугов.

Слайд 17 Комплекс помещений общественной бани византийского периода


Комплекс помещений общественной бани византийского периода

Слайд 18 Внешний облик зданий
Главную роль в византийских строениях играют

Внешний облик зданийГлавную роль в византийских строениях играют купол или купола,

купол или купола, возвышающиеся над массивным объемом самой церкви,

который завершается с восточной стороны одной или большим числом увенчанных полукуполами апсид и имеет по бокам перекрытые сводами нефы в один или два яруса. Оконные проемы чаще всего увенчаны аркой (или арками) и снабжены решетками или каменными плитами с крупными отверстиями. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнаментальными розетками и бордюрами, которые придавали им массивность.
В результате возникает впечатление мощи и силы, в противоположность парящей легкости готического собора, чьи аркбутаны и целые витражные «стены» столь резко отличаются от сплошных, непроницаемых стен византийских храмов из комбинации кирпича и камня (либо полностью каменных – там, где было вдоволь строительного камня). На ранних этапах византийской архитектуры наружные украшения применялись мало, а купола обычно возводили низкими, сливающимися с объемом здания. Позже купол часто устанавливали на барабане с окнами по периметру, но окна могли прорезать также и основание самого купола. Позднее строились более высокие храмы, вертикаль в них усилилась, снаружи появилось больше украшений, узорная кирпичная кладка, мраморная облицовка, глухие и сквозные аркады, пилястры, группы сложных окон, ниши, профилированные пояса и карнизы. В более поздних зданиях, меньших по размеру, но превосходных в мастерстве пластической и ритмической разработки проекта, нередки выступающие портики и пристроенные приделы.


Слайд 19 Оформление интерьера
Византийские архитекторы отказались от классических ордеров, а

Оформление интерьераВизантийские архитекторы отказались от классических ордеров, а взамен им выработали

взамен им выработали колонные опоры, капители, карнизы, фризы и

архитектурные профили. В отличие от классических образцов, в византийских произведениях пяты приподнятых арок часто ставили прямо на капители. Чтобы придать этой новой практике форму, архитекторы переработали ионическую и коринфскую капители: с целью увеличения конструктивности они сделали их более компактными и цельными, урезав величину выступов и врезок. Кроме того, между пятой арки и капителью они ввели дополнительный мощный трапециевидный блок, призванный передавать нагрузку от более широкой арки тонким капители и стволу колонны. Объединив этот блок и капитель в одну функциональную форму, архитекторы создали т.н. подушкообразную капитель (пульван или пульвино), которую отличали большая выразительность и разнообразие вариантов.
Колонны использовали в качестве вспомогательных элементов, например в аркадах, соединявших опорные столбы. Сочетание столба, арки, свода и купола – конструктивный признак «арочного» стиля. Этот пластический принцип неизменно присутствует во всех частях византийского храма, однако господствующим элементом остается купол.
При всей важности конструктивных достижений византийской архитектуры главное ее достоинство состоит в величии продуманного до мелочей и функционально обусловленного убранства, высшей степени логичного и одновременно трепетно-эмоционального.


Слайд 20 Мозаика
Мозаики набирались из маленьких кусочков смальты – цветного

МозаикаМозаики набирались из маленьких кусочков смальты – цветного стекла со сколотыми

стекла со сколотыми краями, усиливавшими преломление света. Золотые и

серебряные мозаичные камешки изготовляли, вплавляя между двумя стеклами тонкие листочки драгоценного металла. Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специально делали чуть неровной, чтобы свет отражался от разных точек под разными углами.
Готовя поверхность под мозаику, на нее наносили первый слой относительно крупнозернистой штукатурки, а по нему – второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, после чего та часть поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты.
Фон мозаики обычно заполнялся кусочками искрящейся золотой смальты, между которыми тут и там делали серебряные вставки. В ранних мозаиках фон иногда бывал зеленым или синим. Изобразительные мотивы (библейские сюжеты, святые, фигуры императоров и их приближенных, символы, растительные орнаменты и бордюры) размещались посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах.


Слайд 21 «Райский сад» — мозаика на потолке мавзолея Галлы Плацидии

«Райский сад» — мозаика на потолке мавзолея Галлы Плацидии

Слайд 22 Голуби, пьющие из источника воды живой мавзолея Галлы

Голуби, пьющие из источника воды живой мавзолея Галлы Плацидии

Плацидии


Слайд 23 Купол и тромпы собора монастыря Св. Луки. Мозаики

Купол и тромпы собора монастыря Св. Луки. Мозаики XI века (купол

XI века (купол утрачен и восстановлен в технике фрески).


Слайд 24 Святой Лаврентий, идущий на костёр. Фреска в мавзолее

Святой Лаврентий, идущий на костёр. Фреска в мавзолее Галлы Плацидии

Галлы Плацидии


  • Имя файла: vizantiyskaya-arhitektura-i-inzhenernye-seti.pptx
  • Количество просмотров: 100
  • Количество скачиваний: 0