Слайд 2
Источники права Византии:
- императорского законодательства (указов)
- сборников законов
и комментариев к ним:
Кодекс Феодосия, 438 г,
Свод Юстиниана, 527-565 гг.
Эклога, 726 г.,
- Морской закон
-Воинский закон
-Земледельческий закон
Прохирон 879 г.
Эпанагога, 884-886гг.
Базилики, 888-889 гг.,
Книга Эпарха, 9 в.
«Шестикнижие» Арменопула, 1345 г.
- жалованных грамот,
- сводов судебной практики,
- номоканонов.
Слайд 3
Свод Юстиниана состоял из 3 частей:
1 часть: «Дигесты»,
(переводится как «собранное», «содержащее в себе все»), содержат извлечения
из сочинений выдающихся римских юристов (Ульпиана, Павла, Юлиана, Модестина и др.).
«Дигесты» около 1600 страниц, на латыни, но многие изречения и приведены по-гречески. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному праву.
2 часть: «Институции» - учебник для студентов византийских юридических учебных заведений.
В империи имелись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Программа утверждалась государством.
3 часть: Третья и последняя часть «Свода» – «Кодекс» Юстиниана» – это собрание собственных императорских постановлений.
Все дополнения и изменения, вносимые в «Свод» последующим законодательством, составили особую часть – «Новеллы» - императорские указы (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).
Слайд 4
Эклога.
726 год по указанию императора Льва Исаврийского.
Эклога
("избранные законы") - это сокращенный, исправленный с учетом времени
Corpus juris civilis (переработка Свода Юстиниана).
Эклога состояла из 18–ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы:
- гражданского,
- брачно-семейного,
- уголовного,
- процессуального
- канонического права,
эмфитевзиса (феодальный институт, предполагавший аренду земли на срок до 3-х поколений);
- о преступлениях и наказаниях.
Эклога дополнялась:
- Земледельческим,
- Морским
- Военным законами.
Земледельческий закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.
Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем.
Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы.
Слайд 5
Прохирон - "находящийся под рукой».
В 879 г. был
составлен Прохирон - краткое пособие для судей, преследовавшее цели
облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве.
Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи.
Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.
Уступал Эклоге по юридической технике и повторял ряд положений Эклоги.
Слайд 6
Эпанагога
("переработанное повторение") - руководство по праву с
целью "очищения старых законов" и облегчения пользования правом Кодекса
Юстиниана.
Между 884 и 886 годом от имени Василия I и его сыновей-соправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога («переработанное повторение»).
Эпанагога – это улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства.
Слайд 7
Василики ("царские законы") - систематизированный и тематический свод
законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса
и Новелл Юстиниана.
В 888–889 годах Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права.
Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов.
Василики имели четкую структуру, но содержали много пропусков и искажений первоначального текста.
Слайд 8
Руководство к законам" или "Шестикнижье" Константина Арменопула (ок.
1345 г.) - частные юридические компиляции, частный сборник норм
гражданского и уголовного права, пользовавшееся авторитетом в судах Византии, а после падения Византии - в Греции, Валахии и Молдавии.
Частные нормативные источники права Византии – это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X веке и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов.