Слайд 2
Александр Порфирьевич Бородин
(1833-1887)
Гениальный русский
композитор, выдающийся ученый-химик, педагог, дирижер, научно-общественный деятель, член «Могучей
кучки»
Слайд 3
Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в
ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное
здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев
Талант Бородина равно могуч поразителен
как в симфонии, так и в опере и романсе.
Главные качества его – великанская сила и
ширина, колоссальный размах,
стремительность и порывистость,
соединенная с изумительной страстностью
нежностью и красотой.
А. Стасов.
Бородин стоял бы еще выше по химии,
принес бы еще пользы науке, если бы
музыка не отвлекала его слишком
много от химии.
Д.И. Менделеев.
Талант Бородина равно могуч поразителен
как в симфонии, так и в опере и романсе.
Главные качества его – великанская сила и
ширина, колоссальный размах,
стремительность и порывистость,
соединенная с изумительной страстностью,
нежностью и красотой.
А. Стасов.
Слайд 6
Творческий портрет
Александр Порфирьевич Бородин – один из представителей замечательной
плеяды русских людей, посвятивших всю жизнь и деятельность развитию отечественной культуры.
А.П.Бородин был соратником Д.Менделеева и Зинина, Сеченова и С.Боткина, Стасова, М.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова и М.П.Мусоргского.
Природа щедро наградила А.П.Бородина талантами. Он вошел в историю не только как великий композитор, но и как талантливый ученый-химик, педагог, активный общественный деятель, критик, дирижер и литератор. Из 16-ти написанных им романсов многие написаны на его собственные слова («Море», «Спящая княжна», «Песня темного леса» и др.) Бородин был энциклопедически образованным человеком и удивлял современников эрудицией в различных областях науки и искусства. Все, кто знал Бородина, единодушно отмечали привлекательность его личности – доброжелательность, душевную деликатность и великодушие, ответственность и принципиальность.
Слайд 7
Творческое наследие А.П.Бородина сравнительно невелико по объёму, но
является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В
творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.
Слайд 8
…творческий портрет…
Несмотря на небольшое количество, творческое наследие Бородина отличается
разнообразием жанров – опера, симфонии, романсы, квартеты, фортепианная музыка; все произведения отличает яркость музыкального языка, классическая уравновешенность форм.
Русское, богатырское, эпическое – это и есть, в первую очередь, бородинское. Богатырским было все то, что он сотворил, все те горизонты, которые он себе очертил, все те образы, над которыми он работал. Его герои – такие, как князь Игорь – это он сам, умевший употребить свою силу и свободу во славу российской музыки, которая, по словам Стасова, была "музыка русская, новая, великая, неслыханная, невиданная", и вместе с тем, мощная и величественная, ясная и благородная, доходчивая и бесконечно правдивая. Она и поныне открывает нам глаза для понимания судеб лучших сынов российской истории.
Слайд 9
Эпичность характерна для всего музыкального стиля композитора.
Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развертывания
музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым, эпическим, лирическим народным песням (по своему строению, ладовым признакам) Для гармонического языка, в основе своего диатоничного, характерна мелодическая насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии.
Слайд 10
Творческое наследие:
Оперы: «Князь Игорь» (1869-1887),
«Богатыри» (1876) ,
«Млада» (совместно с другими композиторами, 1872),
Симфонические произведения:
Симфония № 1 Es-dur (1867),
Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и
оркестрована Глазуновым)
Симфоническая картина «В Средней Азии»
Слайд 11
Романсы (16):
«Спящая княжна» (1867),
«Морская царевна» (1868), «Песня тёмного леса» (1868), «Фальшивая нота»
(1868), «Море» (1870), «Отравой полны мои песни» (1868), «Из слез моих» (1871), «Арабская мелодия» (1881), «Для берегов отчизны дальней» (слова А. С. Пушкина, 1881), «У людей-то в дому» (слова Н. А. Некрасова, 1881), «Спесь» (слова А. К. Толстого, 1884-85), «Чудный сад» (1885)