Слайд 3
Цель Работы:
Доказать,что промысловая охота тувинцев не только
возможность обеспечить семьи мясом и ценной пушниной, но и
способ защиты тайги, защиты окружающей природы.
Слайд 4
Задачи:
1.Значение охоты в жизни древних тувинцев.
2.Промысловый животных.
Слайд 5
Значение охоты в жизни древних тувинцев
Охота – основное
занятие в жизни древних тувинцев. Об этом свидетельствуют археологические
находки, относящиеся к периоду верхнего или позднего палеолита.
Обитатели Тувы в этот период занимались коллективной охотой на мамонта и сибирского носорога, на дикую лошадь, северных оленей. Орудиями охоты служили:
Дубинки и копья с каменными и костяными наконечниками.
Широко применялись массовые облавы и загоны зверей к обрыву или к оврагу.
Слайд 11
Промысловый культ животных в Туве
Культ животных –
это особое отношение к промысловым животным, наделение их человеческими
качествами и магической силой. Культовые животные - это в основном промысловые животные. Некоторые из них исчезли с лица земли, многие промысловые виды дожили до современного этапа, но в настоящее время состояние их численности очень низкое. Это такие исчезающие виды, как алтайский горный баран, дзерен, дикий северный олень и др.
Слайд 12
Особенности промыслового культа:
1. Основу промыслового культа составляет вера
в то, что животное подобно человеку, что оно не
только обладает сверхчутким обонянием, но и понимает человеческую речь.
2. Вера в то, что у каждого зверя есть свой хозяин, распоряжающийся им, и лишь по его милости охотник может добыть зверя. Это ставит промысловый культ в ряд особых форм религии.
А раз животное вездесуще, надо опасаться вызвать его гнев. Этими представлениями объясняются некоторые обряды промысловой магии и магические запреты, меры предосторожности на охоте, в частности, подставные имена животных, чаще всего хищных, опасных.
Слайд 13
Правила охоты
У тувинцев существовали определенные правила охоты –
это были запреты, являющиеся, по сути, искусными приемами защиты
природы:
Не убивали дикого животного, прибежавшего к стойбищу;
Запрещалось охотиться на самок с детенышами;
Охотник должен был убить зверя одним выстрелом, не мучая его;
Не добывали редких зверей;
Прежде чем убить зверя, его «выпрашивают» у духа тайги;
Каждый год освящают богатую зверями тайгу.
Слайд 26
Орудия охоты
Орудия у тувинского охотника были традиционными
и не предназначались для хищнического истребления.
Камни – орудие охоты
на белку, были люди, которые в горной местности могли метким ударом попасть в присевшего зайца, манула.
Бита – орудие из тонкой лиственницы длиной около метра
Силок – орудие из волос конского хвоста для охоты на горностая, куницу, барсука, белку
Чергий – приспособление для добычи мелких зверюшек, бегающих по тропкам:суслика, хорька, куницы, горностая.
Слайд 27
Маспак – огромная тяжелая лесина к которой приделывали
тонкую бечевку, тронув ее зверь приводит ее в действие,
бревно падает и оглушает зверя. Это приспособление для добычи крупной дичи на зиму(косули, кабана или медведя)
Ая – это очень опасное и для зверя, и для человека оружие. Его ставят на тропах зверей: зайца, косули, волка, марала и медведя
Лук – это древнее приспособление, которое служило орудием охоты, боевым оружием, для охоты на мелких зверей использовалась стрела с тупым наконечником
Капкан – в основном ставился на мелких зверей и ста применяться, когда в Туву стали завозить русские товары
Слайд 28
Начало хищнической охоты
На рубеже ХIХ – ХХ вв
отношение к охоте изменилось из – за ухудшения жизни
аратов, находящихся под гнетом манчжурской династии Цинь. В это период существовал албан – пушной налог. Албан включал 8 видов пушнины: барса, рыси, выдры, соболя, волка, росомахи, лисицы и белки. Араты должны были ежегодно сдавать 9 тысяч соболей. Разрешалось при этом уплатить албан вместо соболя шкурками вышеперечисленных зверей с учетом их эквивалентности. Шкура барса, рыси и выдры считались равными трем соболям, волка, лисицы и росомахи – полсоболя, 40 шкурок белки шли за соболя среднего качества.
Слайд 29
Единый пушной налог – албан – 9000 соболей
Слайд 30
Элементы охотничьей магии
Жертвоприношение – охотничий обряд для задобрения
духов гор и рек, чтобы они послали удачу в
промысле.
Перед отправлением на охоту обращались за предсказанием о рузультатах охоты к шаману, который предсказывал обычно по руке охотника, разглядывая линии рук.
Если охота неудачна, он подвешивал свой охотничий пояс набором охотничьих принадлежностей и угощал его.
Находясь на промысле, не произносили названий животных. В тех случаях, когда это было необходимо, говорили иносказательно. Например, «чараш – ан» - красивый зверь, что означало «соболь», «улуг – ан» - лось.
Добыча делилась с соседями, иначе удача в следующий раз покинет охотника. Старому человеку, пришедшему в юрту охотника, давали кусок мягкого сочного мяса и кость с мозгом и мясом.
Слайд 31
Охота сегодня
Во многих местах охотничьи обычаи сохранились.
Мясо
впрок не добывают.
Охотники соблюдают обычай «ужа», когда любой
человек, встретивший охотника на промысле мог крикнуть: «Ужа!» и получить
часть добычи. Обычай «ужа» и другие юридические тонкости использования охотничьих угодий несколько лет подряд изучал американец Брайн Донахо. Он выучил тувинский язык и собирал сведения для докторской диссертации.
Слайд 32
Соблюдение законов тайги
Бережное и мудрое отношение тувинцев к
живой природе, следование заветам предков – сохранение и передача
из поколения в поколение традиций, способствовало относительно высокой численности видов животных , которые в наши дни занесены в наши Красные книги различных рангов, в том числе и в международную Красную книгу (архар, снежный барс, красный волк, дзерен и др)
В различных экосистемах Тувы многие промысловые животные имеют более стабильную численность, чем в других регионах. К ним относятся лось, марал, соболь, бурый медведь, манул.
Слайд 36
Заключение
В Туве нет исключительного права охоты. Если в
тайгу придет незнакомый человек, его не прогонят. Наоборот, ему
должны помочь. Приютить в палатке, накормить, показать места охоты.
Закон Тайги – помощь. Любой может пробовать здесь свои силы и получить по своим способностям. И никто не может взять у Тайги больше, чем она сама позволит.
Если ты любишь и знаешь эту землю, она отдаст тебе все.