Слайд 2
История развития промысла
Предполагают, что хохломская роспись возникла
в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях
Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Слайд 3
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был
замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный
церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
Слайд 4
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних
времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на
столе у боярыни и в избе у крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом или серебром. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой – вареным льняным маслом.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается загадкой даже для специалистов…
Слайд 5
Технология изготовления:
1. Делают грубые бруски-заготовки из дерева
2.
Изготавливают «бельё»
3. Грунтуют вапой
4. Сушат и покрывают
несколькими слоями олифы
Слайд 6
5. Лужение
6. Художественная роспись
7. Покрывают лаком
8.
Закаливают в печи
Слайд 7
Изделие обмазываю льняным маслом
Затем покрывают специальным грунтом,
в состав которого входит глина.
Изделие сушат в печи.
Шлифуют .
Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова).
Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.
Подготовка к покраске
Слайд 8
«Верховое» письмо это одно направленно хохломской росписи, связанное
с традицией свободных кистевых росписей, которые бытовали в Поволжье
в XVII—XVIII веках. Иные приемы и декоративные принципы развивает возникшее в середине прошлого столетия «фоновое» письмо.
Слайд 9
сложное и трудоемкое «фоновое» письмо исполнялось только на
подарочных вещах или по особому заказу. Таких вещей дошло
до нас немного, и часто они были подписными или имели надписи: Сия дуга крестьянина Симеона Иванова Гришина дер. Реткино 1853.
Слайд 10
Исполнение его отличается большей сложностью: тонкой черной линией
художник намечает контуры рисунка, затем закрашивает красный фон, а
оставленный серебристый узор отписывает, т. е. оживляет легкими мазками, оттеняет штриховкой. После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья заблестят на празднично-алом пли глубоком черном фоне.
Слайд 11
А так писали «кудрину — орнамент, образованный золотыми
завитками. Они, следуя друг за другом, словно гребешки волн,
создают нарядную золотую кайму. Такую полоску любили помещать по краям чаш и поставцов.
Слайд 12
«Травка» и «под листок»
Письмо, в которое помимо травки
мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок»
или «под ягодку».
Слайд 13
Этапы выполнения травяного орнамента
1. Рисуем ведущий стебель «криуль»
чёрной краской.
2. Вписываем завитки, закручивая их попеременно вверх
и вниз.
3. Затем узор усложняется добавлением чёрных и красных кустиков, травинок, завитков, ягод.
4. Делаем оживку белой краской.
Слайд 14
Весной, как только река очищалась ото льда, доверху
нагруженные «щепным товаром» барки плыли в Городец либо в
Нижний Новгород и Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через киргизские степи доставляли хохломскую посуду в Персию, Индию, Среднюю Азию. Из Нижнего отправлялась она в Сибирь, к Белому и Балтийскому морям. Англичане, немцы и французы покупали ее в Архангельске. Путешественники встречали хохломские чашки в отдаленных городах Америки, Африки и Австралии.
Слайд 15
Несмотря на растущую популярность хохломской росписи, в конце
XIX — начале XX века промысел пережил жестокий кризис,
вызванный подорожанием леса и усилившейся конкуренцией фабричной посуды. Кустарям приходилось вырабатывать самые дешевые сорта посуды, роспись вырождалась в грубые небрежные мазки. Профессиональные художники, посланные Нижегородским земством для обучения кустарей новым рисункам, внесли в роспись элемент холодной стилизации.
Слайд 16
Новую страницу искусства Хохломы открыла Великая Октябрьская социалистическая
революция. В первых постановлениях Советской власти ощущалась забота об
охране и развитии народного творчества. Важную роль в его судьбах сыграл декрет ВЦИК. подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым 25 апреля 1919 года. «О мерах содействия кустарной промышленности». Хохломские кустари, как и мастера других промыслов, получили необходимую финансовую поддержку и сырье. Они объединились в артели и перешли работать из тесных красилен в светлые и просторные общественные мастерские. В 1918 году в г. Семенове открылась школа хохломской росписи.
Слайд 17
В настоящее время у хохломской росписи два центра
— город Семёнов
и село Сёмино Ковернинского района.