Слайд 2
Игра – естественное состояние
ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой.
Но, когда в семье появляется особый ребенок:
Слишком чувствительный к любым воздействиям;
Неохотно вступающий в контакт с людьми;
Предпочитающий однообразные собственные занятия;
С трудом понимающий правила обычных игр.
Как правило, родители оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям – но не знают, как их организовать.
Слайд 3
Как вовлечь ребенка с РДА в игру
Игра для детей с РДА – это сложная работа.
Так как эти дети испытывают сложности:
С обработкой сенсорной информации;
С овладением пассивной и активной речи;
С моторными навыками.
Все эти сложности неизбежно приводят к тому, что таким детям трудно:
Начать игру;
Принимать участие в игре.
Проблемы носят комплексный характер, потому что особым детям сложно учиться, наблюдая за другими, - навык, который является еще одним ключом к успеху.
Слайд 4
Повысить вовлеченность ребенка с
РДА в мир вокруг него – главная задача игра
и занятий, которые мы сегодня с Вами рассмотрим.
Общаясь с детьми с РДА мы должны помнить о том:
Что они тоже с нами общаются, реагируя определенным образом, даже если нам кажется, что это не так;
Не следует судить об уровне их заинтересованности только по внешним заметным реакциям – таким образом мы ограничиваем возможность приобретения ими нового опыта, который нужен им как можно в большем количестве.
Участвуя с ребенком в занятиях помните о том:
Что с каждым разом его нервная система обогащается новым опытом;
Когда вы общаетесь с ребенком, он тоже общается с вами, даже если это не заметно.
Ключ к успеху здесь – в постоянном увеличении вовлеченности ребенка во взаимодействие с вами.
Слайд 5
Ключи к успеху в обучении ребенка с РДА
новой игре и новому занятию
Нужно обязательно разбивать занятие и
игру на маленькие части и знакомить с каждой частью по отдельности;
Если ребенок не способен заставить свое тело сделать то, что вы от него требуете, возможно, его мозг не может научиться новым двигательным задачам с помощью наблюдения (в таком случае вам нужно физически помочь ребенку освоить новые движения тела, одновременно озвучивая их);
Некоторые дети будут охотно участвовать в новом занятии просто потому, что оно новое, в то время как другие станут уклоняться от всего нового, если им не предоставят подкрепление:
Подкрепление может быть:
Материальным: вкусная еда или игрушка, а может быть элементом занятия или игры;
Социальное одобрение: это очевидное выражение удовольствия со стороны другого человека с помощью действий или слов;
Внутреннее подкрепление: удовольствие, которое ребенок получает от самого процесса игры, от успеха, достигнотого в общении и овладении новыми навыками.
Слайд 6
Визуальные подсказки – мощные инструменты, помогающие любому ребенку
понять, чего ему ожидать от ситуации и что ожидается
от него самого с помощью картинок вам будет легче объяснить задние, а ребенку – понять ваши объяснения;
Социальные истории – инструмент для объяснения потенциальных ситуаций, связанных в том числе с новыми местами и людьми, детям, которым трудно представить себя в новой ситуации и соответственно разобраться, как себя в этой ситуации вести;
Говорить четко и внятно и, если возможно, объединить слова с картинками.
Как только ребенок ознакомиться с разными видами игр, включающими в себя сенсорные и моторные действия, и начнет понимать простые правила традиционных игр, наступит время переходить к следующему шагу, который поможет ребенку исследовать свои возможности, - привлечению в игры сверстников.
Слайд 7
Сенсорное развитие
Хорошо развитая сенсорная система
необходима как для когнитивного, так и для социального интеллекта, которые главным образом и определяют успех в нашем мире. Сенсорное развитие начинается в утробе матери и закладывает основы для развития наших более сложных навыков, таких как крупная и мелкая моторика, а так же речь и общение.
Вспомним, что наша сенсорная система состоит из семи частей:
Вестибулярная система (баланс и движение): это трехмерное обозначение «вы здесь», которое позволяет нам почувствовать позицию тела по отношению к земле;
Проприоцептивная система (положение тела): это система осознания своего тела, которая сообщает нам, где находятся одни части нашего тела по отношению к другим и как они двигаются относительно друг друга;
Тактильная/осязательная система (прикосновения): это наши ощущения от прикосновений, которые говорят вам, что именно контактирует с вашим телом, и сообщают информацию, касающуюся боли, давления, температуры, движения, размера, текстуры и формы. Тактильная система включает в себя еще две системы: защитную и распознающую;
Слуховая система: это ощущения, которые позволяют нам воспринимать и распознавать звуки, а также определять их источник;
Зрительная система: это ощущения, предоставляющие нам информацию о цвете, форме, расстоянии объектов друг от друга, а также о движениях объектов и людей;
Вкусовая система: позволяет ощущать вкус, она дает нам информацию о том, что попадает нам в рот;
Обонятельная система: позволяет нам распознавать различные запахи.
Все эти чувства зависят друг от друга и интегрированы друг в друга. Таким образом, проблемы с функционированием одной системы скорее всего окажут влияние на функционирование всех остальных.
и занятия, которые мы сейчас рассмотрим, направлены на интеграцию
сенсорных систем. Многие из этих занятий требуют интеграции информации, поступающей от двух или более сенсорных систем.
Их задача – помочь ребенку весело исследовать свой сенсорный мир и постепенно подготовить его к овладению более сложными навыками.
Слайд 9
Сенсорное развитие
Игра 1. «Нащупай в мешке»:
Оборудование:
мешок;
Две одинаковые
маленькие мягкие игрушки;
Два одинаковых маленьких мячика;
Два одинаковых бытовых предмета
(например, что-то из посуды). Предметы должны быть знакомы ребенку, чтобы было не слишком сложно определить их на ощупь.
Как играть:
Положите один предмет в мешок;
Другой такой же положите на стол в качестве зрительной подсказки;
Пусть ребенок сунет руку в мешок, не заглядывая внутрь, и опишет предмет, который он трогает, глядя на предмет на столе. Как только он поймет, что тактильная информация соответствует зрительной, находящейся перед ним, можно усложнить игру;
Увеличьте сложность, выставив на стол больше предметов, чтобы ребенок попытался идентифицировать тот, который находится в мешке, не заглядывая туда;
Как только ребенок идентифицирует объект, используйте речь, чтобы описать действие и объект, например: «Ты выбрал мячик, он круглый, гладкий», стимулируя таим образом вербальную коммуникацию.
Цель игры:
Соотнесение тактильной и зрительной информации;
Тактильное распознавание;
Речевое развитие;
Снижение тактильной гиперчувствительности.
Слайд 10
Игра 2. «Сосиска в одеяле»:
Оборудование:
одеяло;
Воспитатель, педагог, мама или
папа.
Как играть:
Для начала положите на пол одеяло и скажите
ребенку, что собираетесь делать сосиску в тесте, причем он выступит в роли сосиски. Пусть он ляжет на край одеяла (на полу), но его голова обязательно должна быть снаружи – убедитесь в этом, прежде чем начать сворачивать одеяло (ни одна часть лица ни в коем случае не должна оказаться в одеяле!).
Заверните одеяло так, чтобы оно оказалось обернуто вокруг ребенка. Говорите при этом: «Кто у нас сосиска в тесте?». Затем произнесите имя ребенка, допустим: «Витя –сосиска в тесте».
Затем примените примените глубокое давление на спину ребенка (почти как при массаже), говоря при этом: «Теперь я кладу кетчуп на спину сосиски, а сейчас – немного горчицы на ее руку».
Продолжайте применять глубокое давление на руки, спину и ноги, массируя их. Всегда проговаривайте вслух, какая часть тела в данный момент подвергается воздействию.
Мягко потяните конец одеяла, чтобы ребенок выкатился наружу – это вызовет у него смех.
Если у ребенка возникнет тревожное чувство от пребывания в одеяле, пусть вытащит наружу руки – это уменьшит неприятное ощущение, что его где-то удерживают.
Цель игры:
Проприоцептивное воздействие;
Общение;
Осознание своего тела;
Развитие вестибулярной системы;
Подготовка к обучению.
Слайд 11
Игра 3. «Веселые пузыри»:
Оборудование:
Бутылочка мыльных пузырей.
Как играть:
По очереди
выдувайте пузыри: пока один выдувает, другой лопает. Ловите пузыри
палочкой для выдувания и лопайте их на разных частях тела;
Вариация: поймайте пузырь на палочку для выдувания и удерживайте на расстоянии от ребенка, чтобы он попытался сдуть пузырь с палочки.
Если ребенку сложно научиться дуть, пусть надувает пузыри перед зеркалом – так он сможет видеть, как двигать ртом, чтобы пузыри надувались.
Цель игры:
Зрительные навыки;
Зрительно - перцептивное развитие;
Зрительно – моторная координация;
Очередность;
Осознание своего тела;
Речевое развитие;
Тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания.
Слайд 12
Игра 4. «Спрятанные сокровища»:
Оборудование:
Чечевица в большом пластмассовом контейнере,
можно использовать песочницу на улице. (Вариант: рис, фасоль или
песок).
Предметы, которые ребенок любит, фигурки от киндер сюрпризов, пластмассовые фигурки животных и т.д. (Ключевой момент игры - ребенок должен быть очень заинтересован в том, чтобы искать эти предметы).
Как играть:
Спрятать предметы в чечевицу (или в рис, фасоль, песок) и отправьтесь на раскопки спрятанных «сокровищ»;
Скажите (если надо – покажите на пальцах), сколько предметов спрятано в чечевице. Например: «В чечевице спрятано пять животных: собака, кошка, корова, свинья, лошадь. Сможешь найти все пять?»;
Покажите ребенку, что он должен погрузить руки глубоко в песок в поисках нужных предметов, а не отгребать чечевицу в сторону;
Говорите о каждом предмете, который находит ребенок;
Пусть он положит каждый найденный предмет в контейнер, чтобы подсчитать находки.
Цель игры:
Тактильное развитие;
Тактильное воздействие;
Снижение тактильной гиперчувствительности;
Первоначальные учебные навыки.
Слайд 13
Игра 5. «Что на карточке»:
Оборудование:
Карточки 10 х 15
см.
Как играть:
Нарисуйте н карточках геометрические фигуры разных цветов. Например,
на одной – красный круг, на другой – зеленый треугольник. Проследите, чтобы сочетания цвет – фигура не повторялись.
Если ребенок знает буквы, напишите на карточках большие буквы разных цветов.
Встаньте на расстоянии три метра от ребенка и попросите его идти в вашу сторону.
В то время как ребенок направляется в вашу сторону, показывайте ему разные карточки, чтобы он называл цвет и форму (или букву);
Цель игры:
Вестибулярно-зрительная интеграция;
Зрительно-моторный контроль;
Первоначальные учебные навыки;
Сенсорная модуляция.
Слайд 14
Игра 6. «Трикотажные качели»:
Оборудование:
одеяло.
Как играть:
Если ребенок совсем маленький,
его может качать один взрослый , держа сложенное одеяло
вдвое за концы, чтобы создать эффект гамака;
Для детей постарше понадобится двое взрослых. Ухватитесь за концы сложенного вдвое одеяла, чтобы создать гамак;
Убедитесь, что ребенок хорошо держится в гамаке, и аккуратно покачайте его. Можно в этот момент прочитать стишок.
Если ребенок боится качелей, положите одеяло на пол – пусть он на него сядет. Затем вместе с другим взрослым слегка приподнимите концы одеяла, чтобы ребенок чуть-чуть оторвался от земли.
Цель игры:
Вестибулярное воздействие;
Проприоцептивное воздействие;
Успокаивающий эффект.
Слайд 15
Игра 6. «Шум в ушах»:
Оборудование:
Оборудование для записи и
воспроизведения аудиоматериалов;
Аудиозапись, включающая около 15 звуков, которые знакомые ребенку,
- как приятных для него, так и слегка пугающих;
Изображения соответствующих объектов, звучание которых ребенок будет слушать.
Как играть:
Запишите повседневные звуки – как приятные для ребенка, так и те, которые его слегка пугают;
Выложите на стол изображения;
Проиграйте звуки – между ними должны быть 20-секудные паузы;
Пусть ребенок постарается выбрать изображение, которое ассоциируется у него с проигрываемым звуком.
Цель игры:
Слуховая чувствительность;
Слуховое различение.
Слайд 16
Игра 7. «Кто дальше дунет»:
Оборудование:
Стол;
Ватные шарики, шарики для
настольного тенниса, подойдут рисовые зернышки и манка;
Трубочки разной длины
и диаметра.
Как играть:
Превратите стол в гоночную трассу;
Выставите в ряд ватные шарики (или другие предметы) – это будут участники гонки – и покажите ребенку, как ими управлять, сдувая через стол;
Пробуйте дуть в трубочки разной длины и диаметра.
Цель игры:
Зрительно – моторный контроль;
Тренировка дыхания;
Контроль и тренировка артикуляции.
Слайд 17
Навыки крупной моторики
Игра 1. «Прыжки на батуте»:
Оборудование:
Мини –
батут;
Пара плюшевых игрушек.
Как играть:
Разместите небольшое количество мишек на батуте;
Для
этого занятия ребенок обязательно должен быть в обуви;
Возьмите ребенка за руки и скажите «Покажи мишкам, как прыгать». Возможно, вам нужно будет показать ребенку, как прыгать;
Как только ребенок начнет прыгать, мишки начнут «спрыгивать» с батута – пусть он продолжает прыгать до тех пор, пока на батуте не останется ни одного мишки.
Цель игры:
Планирование движений (праксис);
Зрительное слежение;
Проприоцептивное воздействие;
Вестибулярно-зрительная интеграция;
Первоначальные учебные навыки;
Речевое развитие.
Слайд 18
Игра 2. «Бросание мячиков»:
Оборудование:
Шесть мягких мячиков с наполнителем;
Ведро;
Стул.
Как
играть:
Разместите ведро примерно в полутора метрах от передней части
стула. Пусть ребенок обойдет стул и, оказавшись спереди, бросит мячики в ведро. Постепенно, с каждым успешным броском, немного увеличивайте расстояние от стула до ведра.
Цель игры:
Планирование движений (праксис);
Зрительно – моторные навыки;
Зрительное слежение;
Зрительная фиксация.
Слайд 19
Игра 3. «Подушка на голове»:
Оборудование:
Мягкий мячик с наполнителем;
Маленькая
диванная подушка;
Что-то небьющееся (книга, папка, полотенце);
Как играть:
(Первый уровень):
Пусть ребенок
удерживает на голове мячик, двигаясь по прямой линии;
(Второй уровень):
Можно немножко усложнить игру, предложив ребенку удерживать в равновесии на голове подушку, двигаясь по прямой линии;
(Третий уровень):
Пусть ребенок несет в руках что-то небьющееся, удерживая в равновесии на голове подушку и двигаясь по прямой линии.
Цель игры:
Планирование движений (праксис);
Динамический контроль над положением тела;
Вестибулярное воздействие.
Слайд 20
Игра 4. «Подвижная рыбалка»:
Оборудование:
Рыбки из картона длиной примерно
10 см (их можно сделать самим);
Скрепки;
Маленькие плоские магниты;
Удочка (нужна
палочка и веревка длиной примерно 90 см.);
Как играть:
Если нет игры «Поймай рыбку», то эту игру можно сделать самим. Скачайте из интернета картинки (как можно больше), подпишите их. Используйте изображения животных (медведя, прыгающего зайца, и т.д.), а также людей занимающихся спортом: прыжки, бег, бросание мяча, разные упражнения. Распечатайте картинки.
Приклейте каждую картинку к картонной рыбке. А к каждой рыбке прикрепите скрепку;
Чтобы сделать удочку, нужно привязать к одному концу палочки веревку, так чтобы она свисала примерно на 60-70 см. На конец веревки закрепите магнит.
Разложите картинки – рыбки на полу изображениями вниз.
Пусть ребенок начнет рыбачить – с помощью магнита подцепляет за скрепки с пола рыбок;
Пусть ребенок постарается изобразить то действие, которое он вытянул.
Цель игры:
Зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука»;
Действия одной рукой;
Билатеральная (двусторонняя) координация;
Навыки крупной моторики.
Слайд 21
Игра 5. «Попади мячиком в цель»:
Оборудование:
Пять мягких разноцветных
мячиков с наполнителем размером с ладонь, с разными буквами
на каждом из них.
Пять картонных кругов разного цвета (диаметром 30 см) с буквами на одной стороне и цифрами на другой стороне. Буквы на кругах должны быть в точности повторять сочетание буквы и цвета на мячиках.
Как играть:
В этой игре вы можете увеличить сложность игры, сделав не пять, а десять кругов с цифрами (от 0 до 9) с одной стороны и буквами (от А до Й) с другой стороны.
Положите круги на полу, и пусть ребенок отойдет от них на расстоянии примерно в два метра.
Ребенок бросает мягкий мячик в круг соответствующего цвета;
Ребенок бросает мягкий мячик в круг с такой же буквой, которая написана на его мячике;
Также переверните круги стороной, где написаны цифры. Ребенок бросает мягкий мячик в круг, номер которого соответствует букве на мячике (мячик с буквой А – в круг с цифрой 1, с буквой Б – в круг с цифрой 2 и т.д.).
Цель игры:
Зрительно – моторная координация в системе «глаз-рука»;
Распознавание букв;
Планирование движений (праксис) по словесной команде.
Слайд 22
Навыки мелкой моторики
Игра 1. «Монетки в копилке»:
Оборудование:
Монетки разного
достоинства;
Пластиковый контейнер с прорезью на крышке.
Как играть:
Пусть ребенок собирает
монетки, используя пинцетный захват и затем складывает их в копилку;
Цель игры:
Разработка пинцетного захвата;
Действия одной рукой;
Навыки мелкой моторики.
Слайд 23
Игра 2. «Забиваем колышки»:
Оборудование:
Игра «забиваем колышки»;
Деревянный молоток.
Как играть:
Выложите
все колышки на стол;
Пусть ребенок соберет все колышки одной
рукой – левой (или правой, если он левша) – и вставит каждый колышек в отверстие дощечки;
Теперь покажите ребенку, как использовать деревянный молоток, чтобы вбить колышки.
Цель игры:
Моторный контроль;
Тренировка кисти руки;
Зрительно – моторная координация в системе «глаз – рука»;
Стабилизация верхних конечностей.
Слайд 24
Игра 3. «Собираем на скорость»:
Оборудование:
Пинцет;
Материалы: сырые рисовые зерна,
фасоль, горох, бусинки, маленькие полоски бумаги, обрывки ткани, ватные
шарики и т.д.
Игрушечный не большой самосвал;
Лист картона темного цвета.
Как играть:
Попросите ребенка собрать маленькие предметы с помощью пинцета. (Покажите ребенку, как их использовать, очень важно чтобы он работал большим и указательным пальцами, особенно при управлении пинцетом);
Ребенок кладет собираемые предметы в самосвал;
Затем везет нагруженный собранными предметами самосвал к листу картона и разгружает от собранных предметов;
Игра закончена, когда ребенок собрал все предметы;
Как только ребенок поймет, в чем заключается игра, можно будет добавить элемент скорости. Вы можете играть вместе с ребенком на перегонки.
Цель игры:
Тренировка мышц руки;
Противопоставление большого пальца;
Внимание;
Последовательность при выполнении заданий.
Слайд 25
Игра 4. «Собери бусы для мамы»:
Оборудование:
Шнурок;
Деревянные фигурки, бусинки,
пуговицы и т.д.
Как играть:
Сделайте узелок на одном конце шнура,
чтобы с него не падали фигурки;
Ребенок нанизывает фигурки, бусинки, пуговицы на шнурок;
Когда шнурок полностью заполнится фигурками взрослый связывает вместе концы бус;
Повесьте бусы на шею ребенка и позвольте ему посмотреться в зеркало, какие красивые бусы он собрал для мамы.
Цель игры:
Билатеральная (двусторонняя) координация;
Действия одной рукой;
Зрительно-моторная координация в системе «глаз – рука».
Слайд 26
Игра 5. «Лепим и режем»:
Оборудование:
Пластилин, соленое тесть и
т.д.
Детские ножницы со скругленными концами или ножечек для пластилина;
Как
играть:
- Пусть ребенок обеими руками скатает из пластилина или соленого теста «колбаску»;
Затем, удерживая одной рукой «колбаску», нарежет ее другой рукой на кусочки;
Пусть ребенок сделает из пластилина или соленого теста плоский круг – например «пиццу». Взрослый с помощью ножа для пластилина наметьте линии, чтобы пиццу можно было нарезать кусками;
Пусть ребенок нарежет пиццу кусками по линиям, которые вы наметили.
Цель игры:
Билатеральная (двусторонняя) координация;
Действия одной рукой;
Проприоцептивное воздействие.
Слайд 27
Игры на общение
Игра 1. «Ку – Ку»:
Оборудование:
Маленькое полотенце,
косынка, платок.
Как играть:
Спрячьте лицо за полотенцем, а затем покажитесь
и скажите: «Ку – Ку!»;
Подождите отклика ребенка – легкого изменения в выражении лица или смеха и повторите еще, когда добьетесь любой реакции от ребенка; это укрепит общение и увеличит его желание общаться;
Еще можно попробуйте прикрыть лицо полотенцем и, не показываясь, скажите: «Ку-…», затем подождите несколько секунд и добавьте: «…ку», снимая полотенце. Продолжайте в том же духе, делая паузу перед тем, как снять полотенце, чтобы ребенок мог вербально включиться и договорить за вас: «…ку!».
Цель игры:
Понимание элементарных свойств объектов;
Совместное внимание;
Социальное взаимодействие.
Слайд 28
Игра 2. «Красный свет, зеленый свет»:
Оборудование:
Два листа картона
(красный и зеленый);
Большой гимнастический мяч с рожками, чтобы, держась
за них, ребенок мог сидеть и прыгать.
Как играть:
Сначала объясните ребенку, что зеленый свет означает «Идти», а красный «Стоять»;
Пусть кто-нибудь другой поднимает лист зеленого или красного картона; дайте ребенку понять, что на зеленый нужно идти, а на красный остановиться;
Держите ребенка за руку и начинайте вместе с ним двигаться или останавливайтесь. Пока двигаетесь, постоянно проговаривайте: «Зеленый свет». Громко топните ногой при остановке и скажите: «Красный свет». Ребенок как правило быстро осваивает правила игры, так как вы объединяете движение с цветом и словами;
Введите в игру мяч с ручкой и встаньте в паре метров от ребенка. Поднимайте то красный картон, чтобы обозначить «Стой», то зеленый, чтобы обозначить «идти». Возможно, вам нужно будет также проговаривать «стой» и «идти», чтобы к зрительным подсказкам добавить звуковые.
Цель игры:
Контроль над телом;
Следование подсказкам;
Первоначальные учебные навыки;
Проприоцептивное воздействие;
Социальное взаимодействие.
Слайд 29
Игр 3. «Ищем пару»:
Оборудование:
Комплект парных карточек (на карточках
могут быть разные изображения: обычные действия (например, прыжки), знакомые
предметы (например, машины), места (например, дом), описательные понятия (например, высокий, под, позади);
Плакатный картон с нарисованной на нем сеткой 10 х 10.
Как играть:
Начните сначала с двух пар карточек, а по мере улучшения навыков ребенка дойдите до шести или семи пар карточек;
Разложите карточки в квадратных ячейках на сетке картона изображением вниз и поместите перед ребенком. Благодаря сетке карточки будет несложно держать на месте. Кроме того, сетка поможет ребенку представить визуальную схему.
Объясните правила игры;
Ребенок должен найти две одинаковые карточки. Если ребенок берет карточки, которые не совпадают, он должен вернуть их на место и постараться запомнить, где они находятся, - это позже поможет ему помочь. Когда он найдет карточки, он должен составить предложение, используя слово или изображение на карточке (например, если на карточке нарисована машина, сказать: «Машина едет по дороге»). Затем пусть ребенок отложит парные картинки в свою стопку.
Теперь ваша очередь играть.
Цель игры:
Оперативная память;
Следование правилам;
Речевое развитие.
Слайд 30
Игра 4. «Чем заканчивается?»:
Оборудование:
Короткие сказки с простыми сюжетами.
Лучше использовать традиционные сказки, например «Три поросенка», «Колобок», «Теремок»
и т.д.
Как играть:
Прочитайте или расскажите ребенку сказку, которую он уже несколько раз слышал, но на этот раз остановитесь перед самой концовкой. Попросите ребенка рассказать вам, как заканчивается сказка, спросив: «Чем заканчивается?»;
Цель игры:
Слуховая память;
Воображение;
Эмоциональный интеллект.
Слайд 31
Игра 5. «Порядок дома»:
Оборудование:
Набор карточек с изображением ежедневных
домашних дел: одеваться, чистить зубы, готовить обед. Эти карточки
можно купить, а можно сделать самим.
Как играть:
Сначала покажите ребенку все карточки в определенной последовательности;
Затем положите перед собой четыре карточки по порядку изображением вниз. Пусть ребенок возьмет одну из карточек и опишет, что на ней происходит;
Спросите ребенка, первое ли это событие в цепочке: «Это первое, что происходит?». Если это не так, ребенок должен положить карточку на место и взять другую.
Цель игры:
Навыки расположения по порядку;
Зрительная память;
Навыки повседневной жизни.
Слайд 32
Социальные чувства
Игра 1. «Щекотки»:
Оборудование:
Нет
Как играть:
Начните с легкой щекотки.
Будьте осторожны – щекочите только так, чтобы это ребенку
нравилось;
Периодически останавливайтесь и ждите, чтобы ребенок попросил вас подождать;
Если ребенок демонстрирует страх в ответ на подобное воздействие, можете сначала пощекотать куклу и изобразить, как она смеется, чтобы ребенок понял, что это веселое занятие;
Покажите ребенку, как вас щекотать. Громко смейтесь и сохраняйте зрительный контакт;
Остановитесь по требованию – разработайте физический сигнал для остановки. Предложите в качестве такого сигнала выставлять вверх ладонь.
Цель игры:
Социальное взаимодействие;
Зрительный контакт;
Совместное внимание.
Слайд 33
Игра 2. «Чего не хватает?»:
Оборудование:
Белая доска;
маркеры.
Как играть:
Нарисуйте на
доске лица с разными эмоциями;
Пусть ребенок определит изображенную эмоцию;
По
мере прогресса ребенка прорисовывайте меньше деталей, чтобы ребенок искал подсказки в меньшем количестве информации.
Цель игры:
Эмоциональное распознавание;
Зрительная память;
Целостное восприятие.
Слайд 34
Игра 3. «Описание людей на карточках»:
Оборудование:
Сетка из четырех
или из девяти квадратов;
Карточки (написав на них имена
членов семьи или друзей, положите каждую карточку на отдельный квадрат. Для детей, которые не умеют читать, замените слова фотоизображениями);
Нужно подготовить карточки, на каждого из которых содержится только одна какая-либо характеристика каждого из членов семьи или друзей: физические особенности (например, каштановые волосы); любимое занятие (вязание, чтение); еда (чай, мороженое); место проживания (название города или деревню). Перемешайте карточки и сложите их стопкой.
Как играть:
Вытаскивайте с ребенком по очереди из стопки карточки с описаниями;
Определив, к кому относится описание, положите его на соответствующую карточку с именем или изображением человека, расположенными в квадратах сетки.
Цель игры:
Навыки наблюдения;
Эмоциональный интеллект;
Речевое развитие (разговорная речь).
Слайд 35
Игра 4. «Не урони мяч!»:
Оборудование:
Тактильный мяч или большой
набитый мешочек для игры.
Как играть:
Попросите ребенка или сами положите
мячик себе на голову;
Педагог показывает ребенку движения, которые он должен попытаться повторить, удерживая мяч в равновесии на голове.
Цель игры:
Равновесие;
Эмоциональный интеллект и социальное развитие;
Распределение внимания.
Слайд 36
Занятия на улице
Игра 1. «Прогулки и разговоры»:
Оборудование:
Нет
Как играть:
Есть множество способов сделать прогулки
интересными и в процессе развивать речевые навыки.
Идите радом с ребенком и говорите о предлогах, например: «Я рядом с тобой». Это лучший способ – наглядный и трехмерный для ребенка освоить подобные пространственные представления;
Подбирайте по дороге палки и сравнивайте их. Например: «Какая из палочек длиннее (короче, тяжелее, легче, толще)?». Можно также устроить игру в вопросы – ответы, например: «У кого самая длинная палка?»;
Чередуйте быструю и медленную ходьбу и описывайте ее, а также отмечайте любые изменения в природе и т.д.
Используйте подсчет шагов как способ научить направлениям и следовать инструкциям, например: «Сделай два шага вперед и три шага назад». Держите ребенка за руку и следуйте вместе с ним своим инструкциям;
Можно поиграть в игру «Смотри вверх-вниз». Спросите: «Что ты видишь?» Например, используйте фразу «Я вижу что-то…», чтобы начать разговор и т.д.
Цель игры:
Планирование движений;
Развитие общения и социальной речи;
Речевое развитие;
Зрительно-пространственные навыки;
Зрительные навыки;
Проприоцептивное воздействие.
Слайд 37
Игра 2. «Далеко – близко»:
Оборудование:
Четыре палочки: две плоские
деревянные палочки одной длины, используемые для смешивания краски; еще
две палочки длиннее: одна примерно на 15 см, другая на 18-20 см.;
Красная краска.
Как играть:
Первый уровень:
Покрасьте две плоские палочки с обеих сторон красным цветом. Измерьте их, чтобы ребенок увидел, что они одного размера;
Положите первую палочку на землю (пусть это будет «старт»). Затем отойдите примерно на 30 метров и положите на землю вторую палочку;
Вернитесь обратно к первой палочке, на старт, и отступите назад примерно на три метра, чтобы видеть обе;
Обратите внимание ребенка на то, что палочка, которая находится дальше, выглядит меньше, хотя на самом деле они одинаковые;
Второй уровень:
- Положите среднюю по длине палочку на место, которое находится дальше от вас. Пусть ребенок вернется с старту, положит сам длинную палочку на землю и вернется к вам;
Обратите внимание ребенка на то, что «ближайшая» палочка (та, что короче) и «дальняя» палочка (та, что длиннее) кажутся одного размера;
Затем размещайте палочки рядом с разными объектами в разной обстановке, чтобы ребенок учился оценивать размеры объектов, которые находятся близко и далеко.
Цель игры:
Зрительно - перцептивные навыки;
Зрительные навыки;
Конвергенция и дивергенция (чтобы увидеть ближайшую палочку, глазам нужно сойтись, а потом разойтись для взгляда вдаль.
Слайд 38
Игра 3. «Тайная тропинка»:
Оборудование:
-Мел или веревка (минимум как
три метра).
Как играть:
Создайте тропинку, используя мел или веревку. Если
ребенок может сделать это самостоятельно, пусть начертит тропинку мелом или выложит ее веревкой;
Пусть ребенок пройдет по созданной им тропинке, как по канату;
Можно усложнить задачу, сделав тропинку зигзагообразной.
Цель игры:
Первая стадия праксиса (планирование движений) – замысел;
Вторая стадия праксиса – планирование;
Третья стадия праксиса – выполнение;
Зрительное слежение.
Слайд 39
Выводы:
Вручая детям с РДА инструменты, позволяющие участвовать в
новой игре и получать от этого удовольствие, вы закладываете
основы для повышения уровня их вовлеченности в окружающий мир;
Терпение в работе с детьми с РДА это не просто добродетель – это необходимость;
Проводя занятия с ребенком с РДА, помните о том, что с каждым разом его нервная система обогащается новым опытом.
Помните, что когда вы общаетесь с ребенком, он тоже общается с вами, даже если это не заметно.