Слайд 2
«Фонопедический метод развития голоса»
Основан на методике профессора Виктора
Емельянова
Для поддержания интереса детей к процессу обучения пению
особая роль отводится занятиям-играм.
Слайд 3
Фонопедический метод
Условно занятия можно разделить на
3 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:
Артикуляционная гимнастика.
Игры со звуком.
Работа с руками.
Слайд 5
1.Покусывание зубами кончика языка
Высовываем язычок до отказа, слегка
прикусывая последовательно, кончик языка, и всё более далеко отстоящие
поверхности, «шинкуем капустку».
Слайд 6
«Домик»
Высовываем максимально язык, достаем нос и дотягиваемся до
правого и левого уха
Слайд 7
«Обезьянка»
Выворачиваем нижнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу
обиженное лицо.
Слайд 8
«Зайка».
Приподнимаем верхнюю губу, обнажив дёсны и придаём лицу
подобие улыбки.
Слайд 9
2. круговой разминающий массаж
Проходим по всему
лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами.
Слайд 10
Круговой разминающий массаж
Постукиваем по рукам, ногам и спине
кулачками …
Слайд 11
Интонационно – фонетические упражнения.
Слайд 12
Упражнение 1.
Произнесение согласных очень звучно, с открыванием рта
до и после. Последовательность согласных: Ш, Ч,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж,
Все упражнения выглядят
следующим образом: «Ш, Ш,Ш,Ш, С,С,С,С, Ф,Ф,Ф,Ф,» и т. д.
Слайд 13
Упражнение 2. «Страшная сказка»
Главное – глаза. История
рассказывается тихо, с помощью глаз и интонации. Задача –
найти звук из груди без атаки.
Слова «Страшной сказки»:
-Угрожающая интонация- У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, УОАЭЫИ.
-обратный порядок – Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.
Слайд 14
Упражнение 3. «Вопросы и ответы».
На этом упражнении осознаётся
наличие в голосе двух режимов гортани – толстого и
тонкого голоса. Соответствие нефальцетного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щёк.
Слайд 15
Упражнение 4. «Канючим».
Здесь впервые появляется режим работы гортани,
который на немецком языке обозначается термином « штро –
бас», что означает «соломенный», или «шуршащий» бас.
Во время этого упражнения язык плоский, расслабленный, лежит на нижней губе. Упражнение выглядит следующим образом:
А) хххА, хххАО, хххАОУ
Б) хххА, хххАЭ, хххАЭЫ
Слайд 16
Упражнение 5. «Рисуем зверя»
Рисуем голосом большого зверя,
который живёт в болоте: доисторического зверя с очень маленькой
головой, очень длинной шеей,
громадным туловищем, толстыми, слоноподобными ногами, длинным-длинным хвостом, уходящим в болото, т.е. рисуем голосом динозавра.
Слайд 17
Фонетико – интонационные двухрегистровые упражнения.
Слайд 18
Таблица трёхсложных псевдослов.
У – шу – жу
у – шо – жо
у – ша – жа у – шэ – жэ у – шы – жы
У – су – зу у – со – зо у – са – за у – сэ – зэ у – сы – зы у – си – зи
У – му – мо у – мо – мА у – мА – мэ у – мэ – мы у – мы – ми
У – ру – ро у – ро – ра у – ра – ро у – рэ – ры у – ры – ри
Слайд 19
Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Слайд 20
1 упражнение
Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греть
руки дыханием).
Обязательно контролировать рукой (дышать на пальцы). «Потрогать» пальцами
дыхание рукой.
Слайд 21
2 упражнение
Перевести выдох из бесшумного в шипение горлом
– «h» :
h (A) h (A) h (A),
(A) – шёпотом.
Слайд 22
3 упражнение
Чередование шипения горлом и звука «А»: (А)
h (A) A (A) h (A) A (A).
Слайд 23
4 упражнение
Осознаём динамику речи. Счёт до 10 (всё
на одном дыхании).
Раз, два, три, четыре,
пять, шесть, семь, восемь, девять
Шёпот тихий голос средний голос громкий голос очень громко
Слайд 24
4 упражнение
Крик – ДЕСЯТЬ! Всё это произносится подряд,
повторяется и после крика «десять» надо 4 раза крикнуть
гласную «Е» (фонетически – как в слове «десять») на каждую гласную «Е» выпад большого пальца вверх.
Слайд 25
5 упражнение
«Волна». Чередование штробаса и гласной «А» с
постепенным нарастанием динамики. Язык на губе расслаблен:
ххха, хххА, хххА,
хххА.
Слайд 26
6 упражнение
Чередование крика- воя, т.е. нефальцетного и фальцетного
режима. Соединение через регистровый порог. Артикуляция «Злая кошка». При
переходе на фальцет (У) рот остаётся неподвижным, челюсть не поднимается:
У!!!
п
А!!!
Слайд 27
7 упражнение
Крик чайки. («Злая кошка», не шевеля губами
и не поднимая подбородка, предельно высоко взвизгнуть 4 раза
«А! А! А! А!». здесь включается свистковый регистр).
Слайд 28
8 упражнение
«Коровка». Это упражнение соединяет все 4 регистра
голоса
А! визг
У вой
п
Хххх А крик
Слайд 29
Следующие 3 цикла исполняются с сопровождением фортепиано. Вступают
в действие 2 ограничения фонопедического метода:
Слайд 30
1 ограничение
Принципиальный запрет на использование
детского голоса, его нефальцетного, т.е. грудного режима,т.е. толстого голоса
выше МИ-бемоль первой октавы.
Слайд 31
2 ограничение
Принципиальный запрет на использование детским голосом чистых
речевых гласных выше МИ – бемоль второй октавы.
Слайд 32
Фонопедические приёмы в нефальцетном режиме.
Чередование вибрации губ и
гласной «Ы». Тональность ЛЯ-бемоль мажор.
Живот не меняет напряжения при
переходе с «БР» на «Ы». Рот открывается максимально, язык становится в положение «Ы». Это упражнение увеличивает фазу размыкания.
Слайд 33
Пульсирующие упражнения.
Цель- подготовка к пению с вибрато, так
называемый механизм развития певческого вибрато (фонетический способ).
1. «К» -
4 раза, «Г» - 4 раза, украинское «Г» - 4 раза. Пульсация на одном звуке. Хохот на одном звуке «ГА». Рука на пупке и спине.
для того, чтобы дети запомнили ритмический рисунок последнего шага, можно предложить им фразы:
« То не досточки, то косточки хрустят»
«То не мальчики, то девочки галдят»