Слайд 6
Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические
традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно
из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.
Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров.
Слайд 7
2.Технология производства керамики.
Сейчас технологическая цепочка строится так:
Формовка
(литье в гипсовых формах) – Сушка – Ручной осмотр
– Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех.
Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов! Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!
Слайд 8
4. Отличительные особенности гжельской росписи.
Всякую роспись Гжель, приятно
рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре,
но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.
Слайд 9
Чем же она отличается от другой росписи?
Фирменный цвет
гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба
и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.
Слайд 10
Самый излюбленный узор - гжельская роза.
Иногда она изображена
крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То
мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Слайд 11
Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно
от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в
ручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.
Слайд 12
Гжельская роспись делится на три вида:
1. Главная
- растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки,
листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.
2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.
Слайд 13
3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это
сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это
персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.
Слайд 14
Главный секрет - это мазки. Мазок – это
родовая примета Гжели.
Главный приём – правильное соотношение синего и
белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».
Слайд 15
Другое правило – каждый последующий мазок отличается от
предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с
разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.
Слайд 16
«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону
кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг
черенка.
В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.
Слайд 17
А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек
или веточка пишутся одним набором краски на кисть –
тогда первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.
Слайд 18
«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки
наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда
по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!
Слайд 19
Для того чтобы нарисовать розу, нужна среднеширокая кисточка.
Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие
мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 л.