Слайд 2
О жизни гениального Рублева известно очень мало. Предполагается,
что он родился в Московском княжестве в
1460 (70) гг.
Слайд 3
Троице – Сергиев монастырь
Происходил из семьи ремесленника (рубель
– инструмент для накатки кожи).
Ещё мальчиком прошел постриг,
т.е. стал монахом, в Троице-Сергиевым монастыре.
Слайд 4
Начало строительства каменного Троицкого собора. Миниатюра из Жития
Сергия Радонежского
Слайд 5
Андрей Рублёв расписывает Троицкий собор. Миниатюра из Жития
Сергия Радонежского
Слайд 6
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Современный вид
Слайд 7
Успенский собор
в Троице-Сергиевой лавре
Сергий Радонежский
Слайд 8
Иконостас
Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец,
миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии) —
великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе
Слайд 9
Феофан Грек поселился в НовгородеФеофан Грек поселился в Новгороде в 1370 годуФеофан
Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 годуФеофан Грек поселился в Новгороде в 1370
году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улицеФеофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
Спас ВседержительСпас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г.
Слайд 10
Преподобный Андрей Рублев, иконописец
Феофан Грек, византийский художник,
руководил иконописной мастерской в Москве. Однажды он приметил работы
Рублева и понял, каким талантом обладает молодой иконописец и взял его к себе в ученики.
Слайд 12
В одном из залов Третьяковской галереи висит одна
из самых известных и прославленных в мире икон —
«Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?
Слайд 13
В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют
единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает
эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.
Слайд 14
Троица
В своей работе Андрей Рублёв использовал нежные, светлые
и золотистые краски, поэтому его иконы легко отличить от
работ других мастер
«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными.
Троица
Слайд 15
Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине
XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано
в одном из его житий) «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трех ангелов.
Слайд 16
ТРИ АНГЕЛА
Что за дивное виденье!
Патриарх глядит смущенный —
Трое
путников чудесных
Приближаются к дубраве.
Белы их, как снег, одежды,
Свет от
них исходит яркий,
Но окутаны все трое
Словно дымкою тумана.
Грозен, строг по виду Первый,
Он глядит вперёд с величьем,
И под взглядом тем былинки
Преклоняются смиренно.
А Второй — любовью кроткой
Дышит весь — куда ни взглянет,
Там повсюду зацветают
Благовонные цветочки.
Третий — чист, как утра ветер,
Смотрит строго и любовно,
Посылая взглядом кротким
И надежду и прощенье.
И, в волненье, на колени,
Постигая смысл явленья,
Ниц склонился со слезами
Авраам пред Триединым.
А. Лавров
Слайд 17
История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен
Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень
сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».
Слайд 18
Троица
(до реставрации 1904 года)
Несколько лет они работали
вместе, сначала расписывали стены, а затем принялись за иконы.
На каждой иконе изображали какого-нибудь святого и ставили иконы в ряд. Сначала 1 ряд, но места не хватило, затем 2-ой и так до 5-ти рядов. Образовалась целая стена, её называли иконостасом.
Когда Рублев закончил работу в Благовещенском соборе он вернулся к себе в монастырь, и в память о монахе Сергее Радонежском начал расписывать стены Троицкого собора. В это же время написал он свою знаменитую икону “Троица”. Фрески монастыря не сохранились, а икона дошла до наших дней.
Слайд 19
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда
он сидел при входе в шатер (свой), во время
зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал на встречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего;
И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошаго, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели».
Слайд 20
Как писали иконы
Заготавливали и сушили доски.
Выравнивали поверхность досок
топором.
Скреплялись доски брусочками.
Слайд 21
Как писали иконы
Наклеивался кусок холста.
Сверху накладывали раствор из
клея и мела.
Сушили раствор.
Слайд 22
Как писали иконы
Полировали поверхность.
Слайд 23
Как писали иконы
Делали краску
(темперу)
Цветные камни скоблили и растирали.
Смешивали с глиной
и водой.
Слайд 24
Как писали иконы
Делали краску
Когда вода испарялась,
добавляли в краску яичный желток.
Слайд 25
Как писали иконы
Расписывали иконы.
Поверх накладывали олифу.
Сушили иконы
на свету.
Слайд 26
Скажи своё мнение?
Самое интересное, что икона не всегда
оставалась такой как сейчас. Её несколько раз подрисовывали, закрашивали
другие художники. Так как олифа, самый верхний слой, со временем чернеет, срок её службы от 30 до 90 лет.
Посмотрите на икону, как она сильно изменилась. Она не только была закрашена на несколько слоев, но и прикрыта окладом. В 1904 году с нее постепенно начали снимать слои нанесенных красок, и только 1919 году она стала выглядеть такой, как мы ее видим.
Слайд 27
Спасо- Андроников монастырь. Москва.
Здесь покоятся мощи святого
Андрея Рублёва