Слайд 2
Главная задача методики ТРИЗ
научить ребенка думать нестандартно и находить
собственные решения
Слайд 3
Цели ТРИЗ:
развить фантазию детей;
научить их мыслить системно,
с пониманием происходящих процессов;
развивать способность понимать единство
и противоречие окружающего мира;
решать свои маленькие проблемы.
Слайд 4
На первом этапе:
дети знакомятся с каждым компонентом в
отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей
действительности противоречия и научить их формулировать.
Например: игры "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”,
"Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры”, "Наоборот” или "перевертыши”.
Слайд 6
На втором этапе:
детям предлагаются игры с противоречиями, которые
они решают с помощью алгоритма, дети учатся фантазировать.
Метод фокальных
объектов
(МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям.
Слайд 7
Бином фантазии:
Например:
Картинка ягод и кошек.
Чем
похожи?
Чем отличаются?
Слайд 8
План кружковой работы
На период учебного года 2019 -
2020гг. в средней группе
Сентябрь
Игры на формирование умения выделять функции
объекта
Игра № 1 «Что умеет делать»
Игра № 2 «Дразнилка»
Игра № 3 «Мои друзья»
Игра № 4 - игра на определение линии развития объекта «Чем был – тем стал»
Октябрь
Игра № 5 - игра на определение линии развития объекта «Раньше – позже»
Игра № 6 - игра на выявление подсистемных связей «Где живет?»
Игра № 7 - игра на определение подсистемных связей объектов «Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Игра № 8 - игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта «Хорошо – плохо»
Слайд 9
Ноябрь
Игра № 9 - игра на объединение надсистемы
и подсистемы объекта «Волшебный светофор»
Игра № 10 - игра
на сравнение систем «На что похоже»
Игра № 11 - игра на сравнение систем «Давай поменяемся»
Игра № 12 - игра на сравнение систем «Теремок»
Декабрь
Игра № 13 - игра на сравнение систем «Найди друзей»
Игра № 14 – игра на умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы «Фантазия»
Игра № 15 - игра «Волшебные картинки». Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Игра № 16 - игра на классификацию объекта «Все в мире перепуталось»
Январь
Игра № 17 - универсальные системные игры «Чудесный экран» («девятиэкранка»)
Игра № 18 - игра «Числовая да - нетка». Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Игра № 19 - игра Пространственная «да - нетка»(с игрушками, геометрическими формами). Цель: обучение мыслительному действию.
Игра № 20 - игра «Да – нет-ка» на загаданное слово. Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.
Слайд 10
Февраль
Игра № 21 - игра «Да-нетка» по неизвестному
слову. Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить
мыслительные действия.
Игра № 22 - игра «Один – много». Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много».
Игра № 23 - игра «Где живет (работает)?». Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.
Игра № 24 - игра «Назови часть предмета». Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Март
Игра № 25 - игра «Паровозик». Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Игра № 26 - игра «Что это такое?». Цель: развивать ассоциативное мышление.
Игра № 27 - игра «Кто (что) это такое может быть?». Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Игра № 28 - игра «Гирлянда». Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.