Слайд 2
Что такое технология?
Как и любая технология, педагогическая представляет
собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на
обучаемого.
Слайд 3
Виды педагогических технологий
«Здоровьесберегающая»
технология
Технология «ТРИЗ»
Технология «Проблемного обучения»
Технология
«Марии Монтессори».
«Игровая» технология и др.
Слайд 4
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Слайд 5
Концептуальность
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую
философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Слайд 6
Системность
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
-
целостностью.
Слайд 7
Управляемость
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса
обучения,поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции
результатов.
Слайд 8
Эффективность
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в
конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными
по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Слайд 9
Воспроизводимость
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии
в образовательных учреждениях т.е.(технология как педагогический инструмент должна быть
гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Слайд 10
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех
частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические
идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Слайд 11
Таким образом, очевидно:
Если некая система претендует на роль
технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.
«Игровая технология», кроме
выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Слайд 12
ИГРА
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность,
как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно
чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Слайд 13
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем -
один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего
существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 14
Функции игры
развлекательная (это основная функция игры - развлечь,
доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативная: освоение диалектики общения;
-
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 15
Четыре главные черты присущие игре
• свободная развивающая
деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от
самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 16
Структура игры как деятельности -
Целеполагание,
планирование,
реализация цели,
анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как
субъект.
Слайд 17
Структура игры как процесс -
А)роли, взятые на
себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих
ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Слайд 18
Игра как метод обучения
- в качестве самостоятельных
технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного
предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Слайд 19
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Слайд 20
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие,
тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические,
профориентационные, психотехнические и др.
Слайд 21
Типология педагогических игр по характеру игровой методике
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные
игры-драматизации
специфику игровой технологии
в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Слайд 22
Специфика игровой технологии
Игровая среда:
игры с предметами
без предметов,
настольные,
комнатные,
уличные,
на местности,
компьютерные
с ТСО,
с различными средствами передвижения.
Слайд 23
Игровая технология
строится как целостное образование, охватывающее определенную
часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.