Слайд 2
Г.Скребицкий
«Грачи прилетели»
Слайд 3
А.Жемчужников «ГРАЧИ»
Лесок дремал. Приход ничей
Его покуда не тревожил.
Но
я пришел, и сонм грачей
Взлетел, крича, и весь он
ожил.
Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом.
Я помешал; я их спугнул.
Над рощей долго в шумной свалке
Стоял грачей басистый гул,
И звонко вторили им галки.
Иным грачей несносен крик;
А я его люблю, напротив.
Я с детских лет к грачам привык,
Себя их слушать приохотив.
Друзья родной земли моей,
Они, как я, здесь летом - дома.
Непостижима без грачей
Страна дубов и чернозема.
Слайд 9
Отрывок из рассказа
Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели»
Вот и грачи прилетели. Как они хороши!
Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:
- Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.
Слайд 11
Алексей Кондратьевич Саврасов
(1830-1897)
Русский художник-пейзажист, один из
членов-учредителей Товарищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа
«Грачи прилетели».
Был одним
из основоположников русской пейзажной живописи.
В 1850 году он окончил училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника.
А.К. Саврасов. 1870-е гг. Автор неизвестен
Слайд 12
«Грачи прилетели» (1871) — знаменитая картина русского художника
Алексея Саврасова, созданная в 1871 году.
Она является самым известным
произведением Саврасова.
В конце 1871 года картина впервые предстала перед публикой.
«Грачи прилетели» стали открытием в живописи.
Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.
В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже А. Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.
Слайд 13
Словарная работа
РЕПЛИКА (от лат. "обратное движение, поворот, возобновление")
—повторение ранее существовавшей или существующей композиции. В отличие от
копирования или реставрации, способ реплики имеет творческий характер, поскольку предполагает вариацию, изменения в деталях, нюансах формы, рисунка, цвета. Обычно художники выполняют реплики картин, пользующихся популярностью1.
__________________________
1 Яндекс. Словари. Словарь изобразительного искусства. – 2004 - 2009
Слайд 14
Реплики картины А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
«Весна. Грачи прилетели»
1872 «Грачи прилетели» 1879
Слайд 15
Реплики картины А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
«Грачи прилетели» 1880-е годы «Грачи прилетели.
Пейзаж с церковью» 1894
Слайд 16
Реплики картины А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
«Грачи прилетели»
1871 «Грачи прилетели» 1879
Слайд 17
А.К. Саврасов «Грачи прилетели» 1871
Крамской объяснил, почему картина
оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть
деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах».
А Левитан продолжил: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»
Слайд 18
Словарная работа
Пейзаж - (фр. Paysage, от pays —
страна, местность) —рисунок, картина, изображающая виды природы, а также
описание природы в литературном произведении 2.
______________
2 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
Слайд 19
Пример сочинения
«Грачи прилетели» представляет собой скромный
пейзаж, до мельчайших подробностей знакомый любому жителю средней полосы
России, наполненный высокой поэзией и лиризмом. Под пасмурным и промозглым небом окраины глухого провинциального городка чувствуется душа и боль русского человека.
На переднем плане изображена группа кривых берёз, в ветвях которых прилетевшие грачи обустраивают свои массивные гнёзда. За ними среди серых бревенчатых домов возвышается шатровая колокольня сельской церкви, а вдали талым снегом синеют обширные поля. Сквозь прозрачный и влажный воздух передано движение справа налево мягкого света от косых лучей весеннего солнца. На чуть потемневшем, но всё ещё белом снегу лежат лёгкие тени берёз, а на бугре у забора заметен розовато-золотистый отсвет от солнца, которое, очевидно, клонится к закату. Мягкая, тонко разработанная лаконичная колористическая гамма, у которой в пределах одного цвета малозаметно меняются холодные и тёплые тона, наиболее достоверно передаёт состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна лёгким дуновением тёплого ветра.
В этой работе художник не только проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива, но и достиг удивительного состояния единства русской природы и народного настроения 5.
_____________________________
5 Алексей Кондратьевич Саврасов. Том 22. Изд.дом «Комсомольская правда»: М., 2010 [с.18-21]