Слайд 2
Казак не может считать себя казаком, если не
знает и не соблюдает обычаи и традиции кубанских казаков.
За годы советской власти казачество интенсивно уничтожалось многие обычаи и традиции выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Люди, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы, так гостеприимство и хлебосольство стали трактовать как обычное застолье. А удаль и лихость даже многие историки заменили обычным пьяным куражом. А вольность некоторые заменили.
Слайд 3
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с
заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой
необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Слайд 4
Казак и родители
Почитание родителей, крестного и крестной было
не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них
сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной. Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Слайд 5
Отношение к старшим
Уважение старшего – одно из главных
обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным
невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, разговаривать (вступать без его разрешения).
Слайд 6
Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем,
что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным
гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.
Слайд 7
Морские походы
Морские походы или поиски казаков
поражают своей смелостью и умением пользоваться всякими обстоятельствами. Буря
и грозы, мрак и морские туманы являлись для них обычными явлениями и не останавливали их от достижения задуманной цели. В легких стругах, вмещающих 30-80 человек, с обшитыми камышом бортами, без компаса спускались в Азовское, Черное, Каспийское моря, громили приморские города вплоть до Фарабада и Стамбула, освобождая своих плененных братьев-казаков, смело и дерзко вступали в бой с хорошо вооруженными турецкими кораблями, сцеплялись с ними на абордаж и почти всегда выходили победителями. Разметанные бурей по волнам открытого моря, они никогда не теряли своего пути и при наступлении затишья соединялись в грозные летучие флотилии и неслись к берегам Колхиды, или Румынии, приводя в трепет грозных и непобедимых, по тому времени, турецких султанов в их собственной столице Стамбуле.