Слайд 2
Художник-график, иллюстратор – анималист, детский писатель.
Оформил несколько
десятков книг для детей.
Иллюстрировал собственные рассказы.
Его
книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…
Слайд 3
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в
Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора,
оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья.
Слайд 4
Любовь к природе родители прививали сыну с детства.
Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и
удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.
Слайд 5
С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же
времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся
в Вятке художником Юрием Васнецовым.
Слайд 6
Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга,
Биара, но в особенности, подарок отца — семь томов
Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.
Слайд 7
Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом:
1.Он играл на скрипке.
2.Писал стихи.
3. Был актером,
вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша – изобретатель),
4.Был великолепным живописцем.
5. Скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем.
Слайд 8
Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он
учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию,
служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.
Слайд 9
Лишь в 1922 году он вернулся к мирной
жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата. А
осенью того же года, переехав в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова.
Слайд 10
По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в
рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата,
которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы ставивший перед художниками задачу создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных.
Слайд 11
Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В.
Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева.
Эта книга привлекла внимание не
только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
Слайд 12
В 1929 году Чарушин оформил несколько книг: «Дикие
звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем
стал».
Слайд 13
В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака,
начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для
детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького.
М. Горький
Слайд 14
Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал
с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом»
(1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.
Слайд 18
В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы.
Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930) —
проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора.
Слайд 19
Иллюстрировал собственные книги «Волчишко и другие» (1931), «Никитка
и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е.
Чарушин), (1938 ), «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста. В них познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).
Слайд 22
До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы»,
«Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай»,
«Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, А.И. Веденского. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку
Слайд 23
В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда
в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины
на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.
В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно - анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.
Слайд 45
Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в
клетке» С. Я. Маршака.
Слайд 46
Умер в Ленинграде 18 февраля 1965 года.
В этом же
году Чарушину посмертно была присуждена золотая медаль на международной
выставке детской книги в Лейпциге.
Слайд 47
Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых
зарубежных стран.
Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик,
детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.
Слайд 48
Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднит
нечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за
строками произведений. И читатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца земли русской. Его рассказы удивительно выразительны, понятны даже совсем маленькому ребёнку.
Слайд 49
Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь,
учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что
его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.
На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека.
Слайд 50
Ребенок так же восприимчив и отзывчив к миру,
как и взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует.
Эту
особенность ребенка знал и учитывал Евгений Иванович Чарушин, в творчестве своем тонкий педагог и чуткий психолог.