Слайд 2
Цель: привлечение внимания обучающихся к традиционным ценностям духовно-нравственной
культуры, гражданско-патриотическое воспитание и становление личности.
Задачи: познакомить учащихся с
понятиями «мужество» и «подвиг»;
раскрыть роль православной церкви в победе советского народа в Великой отечественной войне;
формировать нравственные качества личности на примерах героев, в том числе служителей церкви;
расширять представления детей о героях и героических поступках;
развивать умения самостоятельного поиска нужной информации.
Цели и задачи образовательного проекта
Слайд 3
Инновационность проекта:
В ходе подготовки к занятию и во
время самого урока мы используем различные виды работы. В
том числе поиск и подбор информации (т.е. самостоятельная работа учащегося), представление своего доклада, работа в группе при обдумывании ответов на этапе закрепления знаний.
Слайд 4
План занятия
Мотивационный блок. Эмоциональный фон.
Этап актуализации знаний.
Раскрытие основного
содержания.
Закрепление основного содержания занятия.
Итог занятия. Рефлексия.
Слайд 5
Учебный материал на этапе объяснения
Христос учил прощать. Он
учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить
левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за ее духовные святыни. Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы. Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. Даже на войне надо остаться человеком. Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны. Русская история хранит в памяти много имён святых героев. Это не просто добрые и сильные люди. Герой добрыми делами служит Богу. А обычные люди могут употребить силу напрасно. Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает её от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя — это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжёлые времена.
В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело победы над грозным врагом. Свою позицию Русская Православная Церковь четко обозначила с первого дня войны. 22 июня 1941 года ее глава, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием, в котором заявил, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа. Так было и во времена Александра Невского, и во времена Дмитрия Донского. Не оставит Церковь своего народа и теперь, благословляя на предстоящий подвиг. 26 июня 1941 года Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные молебствования.
Кто же такие герои и что за подвиги они совершают? Само слово «герой» родом из Древней Греции. Так называли выдающихся воинов и военачальников или людей, имеющих божественное происхождение (полубогов), благородных и обладающих огромными силами, но при всем при том — смертных. В мифах герои красочно побеждали своих врагов, убивали разных страшных чудовищ, мучивших людей, и вносили тем самым в окружающую жизнь порядок и гармонию, окультуривали ее. А какой подвиг может совершить обычный человек во время войны? Броситься под танк с гранатой, прикрыть товарищей в бою ценой собственной жизни, стойко выдержать пытки во вражеском плену. Такое представление мы впитываем в себя, пожалуй, еще с детства, с наших первых детских книг о смелых и отважных героях, поразивших наше воображение и навсегда впечатавшихся в нашу память. Важнейшее качество для подвига — это предельная скромность настоящего героя, то, что он никак не выпячивает себя и не совершает свой поступок ради славы себе или какой другой выгоды. На христианском языке такое свойство называется смирением.
Сегодня на нашей конференции мы узнаем имена тех, кто ради своей Отчизны совершал подвиги во время Великой Отечественной войны.
Далее заслушиваются подготовленные детьми доклады. Темы были определены заранее (Александр Матросов, Лёня Голиков, Зина Портнова, Панфиловцы, Виктор Талалихин, Андрей Корзун, Александр Герман, Зоя Космодемьянская).
Слайд 6
Учебный материал на этапе заключения
В начале войны в
адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила
телеграмма от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в котором священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено». Заканчивалась телеграмма просьбой прервать его ссылку и направить в госпиталь, при этом после войны архиерей выражал готовность вернуться обратно в изгнание. Его прошение было удовлетворено, и с октября 1941 года 64-летний профессор Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом местного эвакуационного госпиталя и стал консультантом всех красноярских больниц. Талантливый хирург, принявший духовный сан в 20-х годах, делал по 3-4 операции в день, показывая пример более молодым коллегам. Представители Церкви сполна разделяли со своим народом все тяготы и ужасы войны. Так, будущий Патриарх, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), который оставался в городе на Неве весь страшный период блокады, проповедовал, ободрял, утешал верующих, причащал и служил зачастую один, без диакона. Владыка неоднократно обращался к пастве с патриотическими воззваниями, первым из которых стало его обращение 26 июня 1941 года. В нем он призвал ленинградцев выступить с оружием на защиту своей страны, подчеркнув, что «Церковь благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества».
Владеющий собою — лучше завоевателя города
Если античный герой мужественно сражается с могучими врагами или громадными препятствиями во внешнем мире, то христианский подвижник вступил в схватку с самим собой. А это самая тяжелая битва на свете. В Библии сказано, что долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Прит 16:32). Труднее овладеть собой, чем захватить целый город потому, что тут война идет не с видимым врагом, а с невидимым — собственными грехами и бесами. Как сказал один священник, «мы, христиане, боремся не с людьми, а с демонами». При этом, разумеется, любой христианский подвиг восходит к самому главному подвигу на протяжении всей человеческой истории, и прошлой, и будущей — то есть к подвигу Иисуса Христа. Он добровольно пошел на мучительную смерть, при том, что по человеческой Своей природе ужасался предстоящей муке, но Своей человеческой волей преодолел этот страх. Любой христианский подвиг в уменьшенном масштабе воспроизводит этот подвиг Спасителя.
Не смотря на разные взгляды и отношение к существующей власти люди смогло объединиться для решения главной задачи в этот момент – борьбы против германских оккупантов. И не важно, кем ты был, коммунистом, беспартийным, священником. Победа над внешним врагом должна была и объединила всех людей нашего государства. Итогом стала победа в Великой Отечественной войне.
Слайд 7
Учебное задание на этапе опроса:
1. Какую годовщину Великой
Отечественной войны отмечает наша страна в этом году?
2. Сколько
лет шла Великая Отечественная война?
3. Назовите ФИО Верховного главнокомандующего Вооруженными силами в годы Великой Отечественной войны?
4. Кому поставлен памятник на 85-ом км от Москвы (западное направление, Минское шоссе)?
5. Этой юной россиянке суждено было стать, хоть и посмертно, четвёртой женщиной – Героем Советского Союза и первой в Великой Отечественной войне. Назовите её имя.
6. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?
Творческое задание: «Что нужно сделать, чтобы войны больше не было?» Высказывание своей точки зрения.
Слайд 8
Проблемные вопросы и задания:
Расскажите о подвиге Зои Космодемьянской.
Почему
сражение панфиловцев считается героическим?
Какими человеческими качествами должен обладать защитник
своей Родины?
Можно ли на примере Виктора Талалихина воспитывать чувства патриотизма?
Какую роль сыграла Православная церковь в ходе Великой Отечественной войны?
Слайд 9
Примерные ответы учащихся:
1. Зоя К. боролась против фашистских
захватчиков в составе партизанского отряда. Во время очередной операции
против немцев она попала в плен. Немцы её очень долго пытали (водили по морозу в одной рубашке, поливали холодной водой). Не смотря на это, она не выдала расположение партизанского отряда и была убита. Своим подвигом она спасла не одну сотню советских граждан.
2. Подвиг панфиловцев важен тем, что они смогли остановить прорыв крупной танковой группировки немцев. 28 панфиловцев – истребителей танков смогли уничтожить до 50 германских тяжёлых машин, тем самым замедлив наступление немцев с северо-запада на Москву.
3. Прежде всего он должен быть патриотом своей страны, знать историю своего государства, своей семьи, чтить своих предков и переживать за судьбу своего народа.
4. Да, конечно можно. В годы войны он зарекомендовал себя смелым офицером Рабоче-крестьянской Красной армии, был танкистом, который не жалел своей жизни, так как всегда был под прицелом вражеских орудий. Уничтожение советского танка всегда считалось большим успехом для неприятеля.
5. Православная церковь, не смотря на серьёзные притеснения со стороны государства в 1920-1930 годы, выступила вместе со всем народом против германского агрессора. И хотя германское руководство пыталось призвать русскую православную церковь к сотрудничеству, этого не произошло. Всё непонимание в отношениях с советской властью было отложено «на потом», так как победа над Германией стала для всех ключевой задачей.