Слайд 2
Ну что? Одной заботой боле...
Одной слезой река шумней,
А
ты все та же- лес да поле,
Да плат узорный
до бровей.
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из- под платка.
.
Слайд 3
С незапамятных
времен женщины
России носят платки.
Это
квадратный кусок
ткани или холста,
который в качестве
головного
убора обязательно
дополнял народный женский
костюм. Замужние женщины
надевали платки поверх головных
уборов, девушки-
непосредственно на голову.
Слайд 4
В раннехристианскую эпоху (300-600гг.) головной платок был неизменным
атрибутом женского костюма
Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно
покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым), а замужние надевали платок поверх головного убора
Слайд 5
Некоторые факты из истории платка
Мужской шейный платок поначалу
имел исключительно прикладное значение - еще воины Древнего Китая
и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра.
Статуя терракотового воина
из армии китайского
императора Цинь Шихуанди
Слайд 6
Истоки русского головного платка теряются в ХII веке.
Тут берет начало русское головное полотенце - убрус. Его
набрасывали поверх головного убора так же, как и «платно» из куска ткани, которое тоже носили с глубокой древности. На изготовление убруса и платка шло тонкое полотно или легкие шелковые ткани. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок
Слайд 9
Молодые крестьянки 1902 год.
Слайд 10
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой,
хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской
финифтью, уральским малахитом — один из символов России.
Слайд 11
Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в
Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из
Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом.
Слайд 18
В свадебном ритуале большое значение имел платок. Большой
платок служил одним из видов подарка. Свадебный кортеж девушки
украшали разноцветными платками. Платок до сих пор является важным украшением свадебного ритуала.
Слайд 19
В недалеком прошлом по дороге в дом будущего
мужа свадебный кортеж всех встречных одаривал небольшими платками и
кусками материи, «чтобы обезвредить злые силы, способные навредить молодой семье».
Слайд 20
ВИДЫ И ТИПЫ ПЛАТКОВ
Все платки условно делятся на
мужские и женские. Деление это основывается главным образом на
цветовой гамме платка и тех способах ношения этого аксессуара, которые популярны у мужчин и женщин. Однако в современном мире моды деление это довольно призрачно.
Итак, если не считать носовые, то все остальные платки по размеру и способу ношения можно разделить на шейные платки и головные платки. Хотя подобное разделение едва ли можно считать строгим и точным.
Слайд 22
По материалу изготовления платки делятся на:
ситцевые
полиэстровые
шерстяные
шелковые
пуховые
из смесовых тканей
Слайд 23
ЧТО ТАКОЕ ПЛАТОК
Кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное,
трикотажное изделие такой формы, повязываемое на голову, шею или
набрасываемое на плечи.
Небольшой кусок ткани квадратной формы для сморкания и вытирания носа, лица, глаз.
Слайд 24
Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому
труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и
красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.
Слайд 25
Красочные композиции на платке
вторят резным узорам на
наличниках
домов, вышивкам на домотканых
полотенцах и рубахах, росписи
икон и
прялок и тесно вплетаются
повседневный нелегкий быт простого народа.
Слайд 26
Промышленное производство набивных и узорных платков в
России началось на рубеже 18-19 веков.
Среди шерстяных платков первыми
можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.
В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы, а так же бесконечные вариации восточных орнаментов.
Слайд 27
Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и
шали фабрик Александровых (Калужская губерния) и мануфактуры Лабзина и
Грязнова (Павлово-Посад). Цветочные композиции каждой мануфактуры имеют свой узнаваемый и неповторимый художественный стиль.
Так же интересны разноцветные хлопчатобумажные платки, популярные среди крестьянства России. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков была Владимирская губерния
Слайд 28
Платки, шали, палантины становятся неотъемлемой частью женского туалета.
Их не снимали ни летом, ни осенью, ни зимой,
носили дома, в театре, на балах. При однообразных по цвету, нарядах яркий платок, шаль или палантин приобретали важный цветовой эффект
Слайд 29
В конце 1850-х годов начинают производить подобные шали
в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем
купцам Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). История предприятия восходит к концу XVIII века. В это время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.
Слайд 35
Украшали узорами и ткаными полосами. В XIX веке
уже было известно украшение тканей набивным способом. Чтобы ускорить
процесс нанесения рисунка доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и ударами деревянного молотка помогали изображению отпечататься.
Технологии изготовления и украшения платков.
Слайд 36
Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные
машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Ручной крестьянской набойке
уже приходилось конкурировать с фабричным ситцепечатанием.
Технологии изготовления и украшения платков.
Слайд 37
Во все времена такая модная мелочь, как носовой
платок, отражал состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря
таланту и мастерству вышивальщиц, небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства
Слайд 38
Платки любят носить все и в любом возрасте!