Слайд 2
Сила и понимание книги в её своевременном прочтении.
В.Г.Белинский.
Слайд 3
Белинский В.Г.
(1811-1848)
Чернышевский Н.Г.
(1828-1889)
Добролюбов Н.А.
(1836-1861)
Слайд 4
Белинский Виссарион Григорьевич
родился в крепости Свеаборг (сейчас
Финляндия)
сын флотского врача, позднее уездного лекаря
в
1829-1832 гг. учился на словесном отделении философ-ского факультета Московского университета, из которого был исключен
инициатор ряда студенческих протестов
Слайд 5
Белинский Виссарион Григорьевич
зарабатывал на жизнь переводами и
репетиторством
с 1834 г. начинается серьезная литературная деятельность
в
1839 г. переехал в Петербург, где возглавил критический отдел журнала «Отечественные записки»
написал около 200 статей по вопросам детской литературы
похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга
Слайд 6
Статья В.Г.Белинского
Подарок на новый год. С-Петербург, 1840.
О воспитании
детей вообще. – Как должны писаться детские книги… -
О двух детских сказках Гофмана. – О «Детских сказках дедушки Иринея».
Слайд 7
Роль детской книги в воспитании детей
« Книга есть
жизнь нашего времени. В ней все нуждаются ... и
дети - так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать».
«Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших ее сторон. Наша литература особенно бедна книгами для воспитания, т. е. как учебными, так и литературными детскими книгами».
Слайд 8
Роль детской книги в воспитании детей
«Целью детских книжек
должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не
столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, - развитие чувства любви, и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию .… Детские книжки должны показать им, что мир и жизнь прекрасны, т. к. они суть .… Кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее…».
Слайд 9
Роль детской книги в воспитании детей
Детские книги пишутся
для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается
участь человека.
Слайд 10
Требования к детским писателям
«…Нужно родиться , а не
сделаться детским писателем»
Тут требуется не только талант, но
и своего рода гений. Да, много, много нужно условий для образования детского писателя: тут нужна душа благодатная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить все в одушевленных, радужных образах. Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей, особенностей, оттенков детского возраста.
Слайд 11
Требования к детским писателям
Чтобы говорить образами с детьми,
надо знать детей, надо самому быть взрослым ребенком, не
в прошлом значении этого слова, но родиться с характером младенчески простодушным.
Есть люди, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней участие: дети, со своей стороны, встречают этих людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною доверчивостью, как на своих друзей. Про такого человека у нас, на Руси, говорят: это детский праздник. Вот таких-то «детских праздников» нужно и для детской литературы.
Слайд 12
Требования к детским писателям
3. … Пишите, пишите
для детей, но только так, чтобы вашу книгу с
удовольствием прочел и взрослый и, прочтя, перенесся бы мечтою в светлые годы своего младенчества .
Главное дело, как можно меньше сентенций, нравоучений и резонерства: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требуют от вас наслаждения, а не скуки, рассказов, а не поучений. Дитя веселое, доброе, живое, резвое, жадное до впечатлений, страстное к рассказам, не чувствительное, а чувствующее.
Слайд 13
Специфика детской литературы
Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка-читателя
Так,
например, в детях, с самых ранних лет, дόлжно развивать
чувство изящного, как один из элементов человечности .
Нет ничего столь вредного и опасного, как неестественное и несвоевременное развитие духа. Дитя должно быть дитятею, но не юношею, не взрослым человеком. Всему своя череда. Неестественно и преждевременно развившиеся дети – нравственные уроды.
Слайд 14
Специфика детской литературы
Для детей предметы те же что
и для взрослых людей, только изложенные сообразно с их
понятием. В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности, ему нужны образы, краски и звуки. Наглядность признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении…
… Посмотрите, как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой текст, лишь бы только он объяснил им содержание картинки…
… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного, пусть и поэзия действует на них, как музыка».
Слайд 15
Специфика детской литературы
2. Борьба против антихудожественной дидактики,
утверждение принципов реалистического искусства в детской литературе
«Чем обыкновенно
отличаются, например, повести для детей ? - Дурно склеенным рассказом, пересыпанным моральными сентенциями. Цель таких повестей - обманывать детей, искажая в их глазах действительность .
«Книги для детей можно и должно писать, но хорошо и полезно только то сочинение для детей, которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение, а как литературное произведение, писанное для всех…»
Слайд 16
Специфика детской литературы
2. Борьба против антихудожественной дидактики,
утверждение принципов реалистического искусства в детской литературе
«Не искажайте
действительности ни клеветами на неё, ни украшениями себя, но показывайте её такой, какова она есть в самом деле, во всем её очаровании и во всей её неумолимой суровости, чтобы сердце детей, научась её любить, привыкало бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе».
Слайд 17
Специфика детской литературы
3. Особенности языка детских книг
«Детские
книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка
…
Прекрасная, хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво напечатанная, - она полезна и для детей, и для взрослых …
Книга должна быть написана просто, умело, без излишних потребностей, хорошим языком, события изложены ясно, расставлены в перспективе, обличающей память, переданы с живостью и увлекательностью…».
Слайд 18
Специфика детской литературы
О круге детского чтения
Считал важным приобщение
детей к богатствам мировой литературы, к «созерцанию общечеловеческого», настаивая
при этом, что это приобщение должно происходить через «родные и национальные явления»:
«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству», поэтому рекомендовал вводить в КДЧ произведения фольклора.
Из зарубежной литературы рекомендовал «Робинзона Крузо», «Дон Кихота», романы В.Скотта, Ф.Купера, сказки Гофмана. Из отечественной – басни И.А.Крылова, сказки А.С.Пушкина, В.Ф.Одоевского, стихи В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова.
Слайд 19
Чернышевский Николай Гаврилович
публицист, литературный критик, прозаик, экономист,
философ, революционер-демократ
родился в Саратове
сын священника
учился в
Саратовской семинарии
в 1846-1850 гг. учился на отделении общей словесности историко-философского факультета Петербургского университета, где занимался славянской филологией
Слайд 20
Чернышевский Николай Гаврилович
печатался в журналах «Отечественные записки»
и «Современник»
выступал против крепостного права
сподвижник Герцена и
Огарева в движении народничества, причастен к созданию тайного общества «Земля и воля»
в 1862 г. был арестован, заключен в Петропав-ловскую крепость, где провел 2 года и написал ряд литературных произведений, среди которых роман «Что делать? Из рассказов о новых людях»
Слайд 21
Чернышевский Николай Гаврилович
в 1864 г.подвергнут гражданской казни
с лишением всех прав состояния и присуждением 14 лет
каторжных работ в рудниках с последующим поселением в Сибири (срок изменили на 7 лет)
в 1871 г. поселился в Якутии в г.Вилюйске
в 1883 г. переведен в Астрахань
в 1889 г. разрешили вернуться в Саратов, где он и умер
похоронен в Саратове
Слайд 22
Взгляды на роль детской литературы
Главная задача
литературы – воспитание человека-гражданина, борца за народное счастье.
Литература должна быть «учебником жизни», реально изображать действительность, давать различные знания по истории, географии, естествознанию, давать материалистическое объяснение явлений природы.
Резко критиковал сословность в детской литературе, сглаживание противоречий между народом и дворянским классом.
Выступал против «ограничителей», которые требовали ограничить чтение молодежью романов.
Слайд 23
Взгляды на роль детской литературы
Расширил круг
детского чтения, особое внимание уделив произведениям Н.В.Гоголя и Ч.Диккенса,
как прекрасного реалиста и защитника угнетенных.
Важной чертой передовой русской литературы считал народность, т.е. выражение идей народа и защиту его интересов.
Чтобы создать для молодого поколения образ героя-современника, пишет книгу «А.С.Пушкин. Его жизнь и сочинения». Это было первое биографическое повествование о роли Пушкина в развитии русской литературы.
Углубил понятие специфических черт детской литературы: занимательность, динамичность, лаконизм, простота и выразительность языка: рассказы Л.Толстого.
Слайд 24
Добролюбов Николай Александрович
родился в Нижнем Новгороде
сын
священника
учился в Нижегородской духовной семинарии
в 1853 г.
поступил в Главный педагогический институт в Петербурге (РГПУ им. А.И.Герцена), занимался фольклором
печатался в журнале Некрасова «Современник» с рядом исторических и литературно-критических работ
Слайд 25
Добролюбов Николай Александрович
только за 1858 год напечатал
75 статей и рецензий
написал более 50 рецензий на
детские книги и статей о детской литературе
разделял педагогические взгляды ближайшего сотрудника и единомышленника Н.Г.Черны-шевского
похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище рядом с В.Г.Белинским
Слайд 26
Критика системы воспитания
Был против воспитания покорности,
слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания,
которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего он вырастает неподготовленным к жизни.
Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.
Слайд 27
Требования к детской литературе
Разоблачал официальное понимание
патриотизма: «…в недавние времена патриотизм состоял в восхвалении всего
хорошего, что есть в отечестве, ныне этого уже недостаточно, ныне прибавилось порицание того дурного, что еще есть у нас», т.е. требовал изображения действительности с критических позиций.
Приветствовал появление научно-популярных книг, содержащих большой познавательный материал.
Большое значение придавал знакомству с народными сказками, высоко ценил сказки братьев Гримм и Г.К.Андерсена.
Слайд 28
Требования к детской литературе
Считал, что положительным
героем для молодого поколения должен быть человек из народа.
Свои представления о народности в литературе и талантливости простых людей изложил в работе «Алексей Васильевич Кольцов. Его жизнь и сочинения»: «Мы впервые увидели чисто русского человека, с русской душою, с русскими чувствами, коротко знакомого с бытом народа, человека, жившего его жизнью. В народе таятся силы могучие, в народе воспитываются люди сильные, честные (М.В.Ломоносов, Иван Сусанин, Кузьма Минин)».
Слайд 29
Значение деятельности
Белинский, Чернышевский, Добролюбов определили задачи
детской литературы, её место в системе воспитания и художественные
принципы.
Вопросы детской литературы они решали в духе передовых демократических идей своего времени:
правдивое изображение жизни;
книга должны быть пропитана идеями добра и любви к простому человеку, Родине;
детская книга должна быть без нравоучений.
Официальной системе воспитания, рекомендовавшей телесные наказания, противопоставили прогрессивную, основанную на гуманизме и уважении к личности ребенка.