Слайд 2
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей
куклы меньшего размера.
Число вложенных кукол обычно от трёх
и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней.
По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.
В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.
Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка. Портретная матрёшка — новое направление в искусстве авторской матрёшки, характеризующееся наличием портретного изображения на кукле.
Слайд 4
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в
90-х годах XIX века, в период бурного экономического и
культурного развития страны.
Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности.
В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль».
Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание».
Слайд 5
Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы
жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие
особенности женской народной одежды.
В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве.
Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Слайд 8
Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в
вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую
в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Слайд 11
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим
игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная.
За девочкой
с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Слайд 12
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в
основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают
кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда матрёшка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части.
Слайд 13
Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри
обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно
вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске.
В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.
Слайд 19
Одним из основных центров по изготовлению и росписи
матрёшек является город Семёнов.
Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева,
расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют.
Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец.
Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов.
В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным.
Слайд 21
В настоящее время мастера используют в росписи три
цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов
платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю.
Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо.
Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол.
Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.