Слайд 2
Ткани , цвет , орнамент
КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань
полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась
на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для рубах и покрывал
СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды.
ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту вырабатывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.
ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства.
Слайд 3
ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения
домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст
(кужельный, новина, усчина), на будничную — более грубый (изгребный). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX века.
ХРЯЩ — толстый, грубый холст домашнего изготовления.
ШТОФ — шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками. В крестьянском быту использовалась для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов.
ШЛЁНКА (ШЛЁНСКАЯ ШЕРСТЬ) — нитки и ткань из шерсти овцы шленской породы, появившейся в России в XVIII веке. Шленка (как сама ткань, так и пряжа) ценилась в русской деревне за мягкость, прочность. Использовалась для шитья праздничных сарафанов, изготовления бахромы, кистей, поясов.
Слайд 4
Орнамент служил не только украшением, но и заговором
от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти
узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени.
Слайд 5
Знак Воды - волнистая или ломаная линия. Дождь
изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, "хляби небесные" -
горизонтальными.
Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Слайд 6
Дерево
Оно и первый кормилец в эпоху собирания
плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную
зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Дерево - законченный и совершенный образ мира.
Слайд 7
Треугольник - символ человека,.. Треугольник, обращенный вершиной вверх,
являлся солнечным и имел символику жизни, огня, пламени, жара
(горизонтальная линия - воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник являлся лунным и имел символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия - земля).
Слайд 8
Женский образ - один из основных в
русском орнаменте. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала
единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Часто в орнаменте присутствуют:
- крылатые руки,
- змеевидные /растениевидные/ ноги,
- ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб - древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни).
Слайд 9
Растительный орнамент
самый распространенный в народном костюме. Он
использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один
и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.
Слайд 14
Как правильно читать белорусские узоры?
Слайд 15
Белорусские цвета - только красное на белом
- Есть
традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки
много столетий с дохристианских времен. Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета - красный цвет на белом фоне. Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон - цвет чистоты. Красный - цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни.
У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров. Наши корни - красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный.
А все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но никогда, кстати, зеленый. Загадка традиций. Зеленый считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом. Правда, в книге встречается много и полихромных образцов. Но они явно поздние.
Слайд 16
Солнечный знак - ромб с отростками. Интересно, что на
древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые
носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине. В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, - тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.
Знак земли – перечеркнутый ромб с точками.
Символ человека - восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив. Эти знаки признаются исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.
Слайд 17
НА ЗАМЕТКУ
1. Звезда человека на небе;
2. Солнце дает силу и
урожай;
3. Луна бережет детей от ночных страхов;
4. Огонь лечит от простуды
и немощи;
5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей;
6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных;
7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков.