ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки
Слайд 2
ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов
России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Слайд 3
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в
карусели
На лошадок сели.
Слайд 4
Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка. Все
расписаны бока.
Слайд 5
Вот вам барыни, А вот и кавалеры. У барынь
алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки. Хоть весь
базар обойдёте,
Лучше барынь не найдёте.
Наши руки крендельком, Щёки, будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке.
Слайд 6
Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят её
мелом, разведённом на молоке, и расписывают красками.
Слайд 17
Красную глину на игрушки собирали обычно весной
после половодья на реке Вятке и смешивали ее с
мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Слайд 18
Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни.
К ней«примажут» стан, ручки, головку.
Слайд 19
Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы
«примазки» при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица
ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской
печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Слайд 21
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в
раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили
на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.