Слайд 2
Цель:
Теоретическое и методологическое обоснование системы формирования творческой фантазии
у старших дошкольников
на музыкально-ритмических занятиях.
Слайд 3
Объект:
Образовательный
музыкально-творческий процесс,
в ходе которого формируется
творческая фантазия
у детей
старшего дошкольного возраста.
Слайд 4
Актуальность темы:
Формирование творческой фантазии старших дошкольников средствами музыкально-ритмических
занятий определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности.
Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном детстве – периоде, наиболее сензитивном для усвоения способов творческой фантазии.
Музыке в этом процессе принадлежит особая роль из-за ее огромного эмоционального воздействия на ребенка, его организм, когда эмоции являются главным регулятором поведения и формирования личности. Поэтому занятия музыкально-ритмической деятельности становятся особенно значимыми, так как служат всестороннему развитию личности ребенка, в частности, развитию творческих фантазий.
Слайд 5
Музыкально-ритмическая деятельность:
МУЗЫКА
Д РАМАТИЗАЦИЯ
П АНТОМИМА
П ЛАСТИКА Т АНЕЦ
Слайд 6
Формирование художественно-творческих способностей разрабатывались
в трудах известных ученых:
Л.Г.
Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной,
Т.Н. Дороновой, Б.Т. Лихачева,
Т.С. Комаровой,
Н.Н. Ростовцева,
Н.П. Сакулиной, К.В. Тарасовой,
Р.М. Чумичёвой, С.Т. Шацкого,
В.Н. Шацкой и других.
Слайд 7
Психологическое обоснование
роли использования искусства
в творческом воспитании
дошкольников содержится в работах
Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева,
А.А.
Люблинской, Б.М. Теплова,
П.Я. Якобсона, Е.А. Флериной.
Слайд 8
Сущность основных понятий творческой фантазии
Творческая деятельность,
форма деятельности
человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее
не существовавшего (Российская педагогическая энциклопедия).
Фантазия (воображение)
психическая деятельность, заключающаяся
в создании представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Слайд 10
Различные аспекты обозначенной проблемы
о происхождении и развитии
фантазии отражены в работах
отечественных и зарубежных
педагогов и
психологов:
Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой,
Л.А. Венгера, В.В. Давыдова,
Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко,
Е.В. Заики, Б.Т. Лейтеса и др.
Слайд 11
Психолого-педагогические условия для эффективности развития творческой фантазии дошкольников
Слайд 12
Уровни работы с музыкально-ритмическим материалом для развития
творческой фантазии
1 уровень - тренинговый
2 уровень - специальный
Предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними.
Подведение детей к выразительному, самостоятельному исполнению творческих фантазий (с последующим выступлением детей не только на занятиях, но и на утренниках).
Слайд 13
Цели уровней:
Тренинговый
Специальный
Дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный
опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных
упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.
Раскрыть способности каждого ребенка творчески фантазировать, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки, используется специальный индивидуально-ориентировочный материал, который разучивается как с подгруппами, так и индивидуально.
Слайд 14
Музыкально-ритмические движения
Слайд 15
Музыкально-ритмические движения особенно любимы детьми старшего дошкольного
возраста, так как они способны уже посредством движений развить
и передать художественный образ, для которого характерно сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения.
Слайд 16
Чтобы научить ребенка передавать свои эмоциональные
переживания через движения, необходимо развивать у них способность владеть
своим телом, для чего существуют упражнения, развивающие танцевальность, гибкость, слитность движения.
Слайд 17
Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и более
выразительно передать то эмоциональное состояние, которое вызывает музыкальное произведение
Слайд 19
В программу формирования творческой фантазии включены разные типы
конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств способов
организации познавательной деятельности, дающих большой эффект в развитии этих способностей.
Слайд 20
Тематика заданий разнообразна.
Она включает знакомство с
особенностями
пластики тела, рук, головы.
Это выражение разного состояния
или образа.
Слайд 22
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом
является развитие у детей танцевальной выразительности.
Слайд 23
Процесс обучения детей танцам начинается с того,
что
педагог называет движение, кратко указывает на основы его техники,
знакомит с используемыми на занятиях командами для начала выполнения движения танца.
Слайд 24
Музыкально-ритмические упражнения,
танцевальные элементы
Слайд 25
Упражнения могут усложняться за счет требований по их
техническому выполнению. Поэтому вводится дополнительное время, где разводятся постановки
танцев и этюдов, также в приурочивании ритмических упражнений вводятся элементы гимнастических упражнений.
Слайд 26
Дети старшего дошкольного возраста должны учиться выполнять движения
с точной передачей характера музыки, в соответствии с темпом
и ритмом. Развивать умение использовать готовые элементы в этюдах на воображение, образное мышление.
Слайд 27
Ознакомление с пространственными отношениями
Слайд 28
Развитие способностей у детей двигаться по рисункам танца.
Занятия строятся на примере любого хороводного танца с использованием
всевозможных интересных, но несложных рисунков и несложной лексики. В работу можно включать дополнительные предметы: платки, цветки, корзины и т.д.
Слайд 29
Дети должны четко выполнять рисунки в пространстве.
Усвоить условные обозначения, уметь самим создавать всевозможные рисунки на
бумаге.
Слайд 30
Развивая детское творчество, целесообразно использовать различные приемы:
прослушать музыку, определить ее характер, настроение и форму;
наметить возможные варианты построения танца или игры;
выполнять упражнения с воображаемым предметом;
угадать, что показывает мальчик, девочка или все дети;
исполнить перепляс, выразительное движение персонажа;
отобразить в той или иной игре взаимоотношения персонажей, находящихся в эмоциональном состоянии, самостоятельно придумать игру, танец.
Слайд 31
Вывод:
специально созданные условия
для развития творческой фантазии
средствами
музыкально-ритмических занятий помогают ее активному формированию, развивают образное мышление
ребенка,
его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности,
а также креативность в целом
на новый виток развития.