Слайд 2
Ближе всего от Москвы раскинулся Сергиев Посад, или,
как его еще называют, "русский Ватикан". Громкую славу город
получил благодаря расположенной в нем Свято-Троице-Сергиевой Лавре — самому крупному монастырю России. Здесь захоронен Сергий Радонежский, к мощам которого стекаются паломники со всей России.
Слайд 3
История Сергиева Посада вряд ли уместится даже
в несколько томов увесистых книг, однако, основные моменты ее
таковы.
Слайд 4
В 1337 году сыновья обедневшего боярина Сергий Радонежский
(в миру Варфоломей) вместе со своим братом Стефаном отправились
искать место, где они могли бы жить отшельниками и молиться Богу. Обошли они многие леса и, наконец, пришли в одно пустынное место, в чаще леса, где была и вода. Они срубили себе хижины, келью и небольшую церквушку, освященную во имя Святой Троицы. Стефан долго не смог прожить в лишениях и покинул брата.
А Варфоломей принял постриг и был наречен Сергием. Постепенно к святому начали приходить монахи. Образовался монастырь. А Сергий стал игуменом.
Слайд 5
Монастырь разрастался и приобретал славу по всей Руси.
Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к
обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне, основав Троицкий монастырь.
Белокаменный Троицкий собор. В соборе покоятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского – главная святыня обители.
Слайд 6
Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были
села Кокуево, Панино и Клементьево. Во времена освобождения от
монголо-татарского ига монастырь сыграл важную роль в судьбе русского государства.
В Троице-Сергиевой лавре, тогда еще монастыре, в 1380 году было благословлено войско князя Дмитрия Донского на ратный подвиг в Куликовской битве.
Слайд 7
По завершении битвы Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев
монастырь поминать погибших. Очевидно, близкое положение к Москве и
удача благословленной здесь военной кампании определили блестящее будущее монастыря.
Однако в 1408 году татары взяли реванш. Хан Едигей захватил и сжег монастырь. В 1411 монастырь был отстроен, и двести лет мирно развивался. Как и положено религиозному центру, он не был чужд ничему мирскому. Другими словами, Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем во всей России.
Слайд 8
История хранит память о местных монахах Пересвете и
Ослябе, принявших участие в битве. Легенда гласит, что битва
началась поединком Пересвета с Кочубеем (монгольским богатырем Темир-Мурзой). Русь постоянно привлекала иноземных завоевателей со всех сторон света.
Пересвет и Кочубей.
Слайд 9
Вскоре после основания благодаря поддержке московских князей и
удачному расположению на пути из Москвы на Ростов Великий
и далее на север монастырь становится мощной крепостью, вокруг него образуются поселения, ставшие основой бедующего города.
Благоволила к монастырю и судьба. В 1540-1550 годах он был обнесен мощной каменной стеной с 11 башнями. Иван Грозный лично приезжал проконтролировать строительство. Как известно, практически все города, не имевшие каменных стен, пали при вторжении польско-литовских войск.
В 1559 году в память о покорении Казани закладывается Успенский собор самый крупный в обители. Успенский собор повторял формы одноименного храма в Московском Кремле.
Слайд 10
Успенский собор (1559 - 1585 гг). Самый большой
храм Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде
Слайд 11
Иван Грозный не жалел денег на строительство в
честь «вечных поминок» по убиенному сыну.
3 июля 1583
года в царских палатах произошло одно из самых загадочных убийств не только XVI века, но и, пожалуй, всех правящих династий Европы. Иван Грозный в припадке гнева что есть сил ткнул своего сына царевича Ивана посохом в висок. Удар был сильным и точным – бедный царевич скончался на месте. Говорят, Иван Грозный сильно переживал о случившемся, ведь это был его старший, и самый любимый сын.
Слайд 12
«Иван Грозный и сын его Иван или
Иван
Грозный убивает своего сына».
Художник - Илья Репин.
Слайд 13
В 1608-1610 годах крепость выдержала шестнадцатимесячную осаду польско-литовских
войск. Подвиг ее защитников во многом способствовал росту авторитета
монастыря.
Слайд 14
К началу XVIII веку окрестные села образовали замкнутое
кольцо, в 1782 году по указу Екатерины II получившее
название Сергиев Посад. Посад означает поселение рядом с крепостью или городом. Он становится духовным центром и важнейшим городом в политической жизни государства.
В монастыре два раза искал спасение молодой Петр Первый, отсюда он начал решительные действия по управлению страной.
Слайд 15
В 1744 году монастырю присвоен высокий титул
Лавры.
В 1845 году было проложено шоссе между Москвой
и Сергиевым Посадом.
В 1862 открылась железная дорога между Москвой и Ярославлем.
Слайд 16
В начале ХХ века лавру ждали потрясения. В
1919 году она была закрыта, а на ее территории
обосновался музей (один из наиболее интересных музеев подобного рода в стране). В 1930 году был переименован и город. Новое название Загорск он получил в честь революционера Загорского. Только в 1991 году городу возвратили историческое имя. А вот религиозная жизнь в лавре вновь начала возрождаться с 1946 года, когда на его территории вновь появились монахи.
Слайд 17
Сегодня Лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр
православной России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия
и семинария, а также музей-заповедник. Все они по-своему служат сохранению духовных традиций, истории и памятников этого удивительного места, где жива душа России.
Слайд 18
Крестный ход на источник Сергиев Посад. Сергиево
Слайд 19
Сергиев Посад один из городов Золотого кольца России.
В Сергиевом Посаде время словно замедлило свой ход –
тихо и спокойно на душе.
Слайд 20
Многочисленные лаврские сооружения возведены на протяжении XV-XIX веков
лучшими мастерами России. Главные постройки — Троицкий собор (1422
г.) с примыкающей к нему Никоновской церковью, Духовский храм (1476) и крупнейшая постройка Лавры — Успенский собор (1559-1585). Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 21
На юго-восточной стороне от Троице-Сергиевой лавры у подножия
холма, "на Подоле" расположены самые древние церкви Сергиева Посада
— церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы.
Слайд 22
Сергиев Посад. Церковь Петра и Павла
Слайд 23
Церковь Петра и Павла, вид изнутри
Слайд 25
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры.
Высота 88 м.
На ней
размещен Царь-колокол весом 72 тонны.
Слайд 28
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой
Слайд 29
Духовская церковь, 1476 г.
Ее "всполошной" колокол извещал
защитников обители об опасности.
Слайд 30
Надвратная церковь рождества св. Иоанна Предтечи
(1692 –
1699 гг.). Строгановское направление московского барокко
Слайд 31
Успенский кладезь с часовней, кон. XVII в. Сооружен
над открывшимся здесь целебным источником.
Слайд 32
Святые ворота - главный вход в монастырь. В
стенах башни было сделано
58 бойниц.
Слайд 33
Фресковая роспись внутри Святых ворот.
Слайд 34
Уточья (Житничная) башня. Высота башни до карниза 22
м, 6 ярусов, 77 бойниц. Название "уточья" - от
шпиля башни, увенчанного каменной «утицей».
Слайд 35
На соборной площади. Слева - Обелиск (1792). В
центре - Троицкий собор. Справа - Казначейский корпус братских
келий
Слайд 36
Памятник преподобному Сергию Радонежскому.
Слайд 37
Музеи Сергиева Посада
Интересно посетить в Сергиевом Посаде музей
Игрушки. Этот уникальный музей был открыт в 1980 году
в историческом центре Сергиева Посада. Музей хранит художественные традиции и славу мастеров прошлых веков.
Здание музея игрушек в Сергиевом Посаде
Слайд 38
Музей игрушки, расположен недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Он
был основан в 1918 году. Этот музей был основан
художником по имени Николай Дмитриевич Бартрам.Залы музея располагаются в двухэтажном столетнем особняке из красного кирпича. Около музея расположен институт игрушки.
В музее огромное количество экспозиций посвящено куклам. Причем собраны тематические наборы типа Буратино и друзья, Анка пулеметчица, и другие народные персонажи. Много старинных игрушек из дерева.
Данными промыслами сначала занимались монахи - делали пасхальные яйца, церковную утварь и т.п., позже игрушки начали делать и местные жители.
Слайд 39
Игрушечная столица России, где несколько веков развивались игрушечные
промыслы - это Сергиев Посад. Музей игрушки открытый в
этом городе собрал огромную коллекцию игрушек различных народов и времен. Вы увидите игрушки из Китая, Японии, Франции, Англии, Швейцарии и само собой разумеется русские игрушки.
Слайд 40
Символ музея игрушек в Сергиевом Посаде - это
матрёшка. Матрёшки до сих пор делаются в очень больших
количествах и являются самой популярной игрушкой. В стенах этого музей хранится одна из самых старых матрёшек во всей России. Её возраст уже около 100 лет.
Коллекции музея насчитывают около 30 тысяч игрушек разных народов мира. Большинство экспозиций посвящено истории русской игрушки: народной, дворянской, индустриальной:
деревянные игрушки мастеров села Богородское - игрушки, приводимые в движение;
экспонаты сделанные из фарфора, дерева, папье-маше, которыми играли не только дети крестьян и дворян, но и дети первых лиц государства Российского.
Слайд 41
Второй этаж музея посвящен игрушкам для мальчиков, здесь
можно увидеть детскую железную дорогу царя Николая II. В
музее есть целая экспозиция, посвященная игрушкам детей последнего российского императора. Среди них настольные игры, солдатики, куклы, подписанные именами великих княжен-детей Николая II.
Сергиев Посад называли и "столицей потешного царства".
Сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам.
Купить игрушку у стен Лавры — значит совершить богоугодное дело.
В музее собраны всевозможные куклы,
среди которых кукла «Дура»
и кукла «Барыня».
Слайд 42
Еще один значимый музей в Сергиевом Посаде —
это Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Второе название этого музея
«Эрмитаж русского искусства». В нем представлены уникальные собрания произведений иконописи, художественного шитья, изделий из драгоценных камней. За время существования музея собрана одна из крупнейших в России коллекций Русского народного творчества различных областей (резьба и роспись по дереву, костюмы, головные уборы).
Слайд 43
Посуда из Сергиева Посада была
известна по всему государству под названием "троицкой". Она имела
характерную форму выточки и способы декорирования. Ковши, чаши, блюда, братины украшались расписными узорами, золочением, вырабатывались покрытыми олифой или раскрашенными киноварью, суриком с надписями по венцам.
Многочисленные богомольцы, посещавшие монастырь, покупали на память о святом месте не только бытовую посуду, но и резные кресты, иконы, пасхальные яйца, а также, в качестве благословления от монастыря, посохи, сосуды, вилки, ножи, выполненные наподобие тех, "из коих ел и пил" основатель обители Преподобный Сергий Радонежский.