Слайд 2
Скульптура – один из видов изобразительного искуства, передает
богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями ,
пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.
Скульптура – это объемное изображение , выполнение в разных материалах: камне, металле, гипсе, дереве, глине и пр.
Слайд 3
Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые
скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты.
Отличительной
особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры – это круглая скульптура и рельеф.
Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой, если предмет изображен с одной стороны - перед нами рельеф.
Слайд 4
По своему назначению скульптура делится на монументальную и
станковую.
Монументальная скульптура - монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное
значение и посвященные известным историческим событиям; это символы эпохи, прославляющие великих людей поэтов, художников, композиторов, ученых и др.. Монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы четко выделялся силуэт.
Станковая скульптура отличается соразмерностью человеку, передает индивидуальность пропорции, оттенки движений. Материал: дерево, гипс, мрамор, глина, керамика. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщенный образ. Это статуя, бюст, полуфигура, голова, группа, ансамбль.
Скульптура малой формы - вид станковой скульптуры. Материал: воск, глина, фарфор, дерево, стекло и пр. Предназначена для украшения помещений разного назначения. Она вызывает желание подержать ее в руках, полюбоваться..
Анималистический жанр - это скульптура, изображающая животного, в ней передается образ, характерные особенности внешнего вида, движение, пластика, грация, ловкость или стремительность.
Монументально-декоративная парковая скульптура - это фонтаны, вазы, разнообразные фигуры
Слайд 5
Значение скульптуры как вида изобразительной деятельности велико. Скульптура
является неотъемлемой частью города. Научить видеть скульптуру, понимать ее,
ценить наследие и память своего народа - одна из задач художественного и нравственного воспитания дошкольников.
При этом выделяются следующие задачи:
Воспитывать у детей интерес к скульптуре, эмоциональную
отзывчивость
Различать скульптуру малой формы и монументальную
Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные
признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание.
Выделять средства выразительности: объемную форму, характер
движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, ритм,
расположение на подставке, фактуру поверхности, характер и
настроение образов (человека, животного). Видеть пластичность
фигуры, ее мягкость, плавность, изящество движений, форму линии.
Познакомить с работой скульптора
Слайд 6
У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что
эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие
красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искуству. Произведения искуства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.
Слайд 7
Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только
с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают
язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.
Слайд 8
Знакомство детей со скульптурой может иметь место во
всех возрастных группах. В младшей и средней – это
в основном предметы декоративно – прикладного искуства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.
Слайд 9
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции.
Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь
между предметами и самостоятельно располагать их на подставке. Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображения фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.
Слайд 10
Какие же знания должны получить дети о скульптуре
в условиях дошкольного учреждения?
В первой младшей группе. Проявлять интерес
к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.
Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.
В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искуства; знать, что скульптуру создает скульптор.
В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства. Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежайший парк; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.
В подготовительной к шкле группе. Понимать и любить народную игрушку ; знать и различать между собой отдельные промыслы; уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).
Слайд 11
Для ознакомления детей с скульптурой разработана последовательность обследования(Халезова
Н.Б.,Курочкина Н.А.).
Выделены следующие этапы:
Целостное восприятие скульптуры. Привлечение к ней
внимания детей, создание интереса, положительного отношения. Определение содержания скульптуры.
Анализ скульптуры:
Определить общий объем фигурки, дать словесное определение объемов, поддержать ее в руках. Принимают участие ладони рук;
Пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, пользу фигурки;
Кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа), шерсть у собаки…)
Целостное восприятие. Рассмотреть фигурку и определить ее выразительность, найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.
Слайд 12
Когда воспитатель впервые вносит в группу скульптуру, он
рассматривает со всеми детьми, чтобы привлечь внимание, а затем
в разное время дня с небольшой группой, выделяют средства выразительности. Важно создать интимную обстановку, чтобы ребенку захотелось рассмотреть ее, рассказать о ней, поделиться своими впечатлениями.
Слайд 13
Постепенно решая задачи по знакомству со скульптурой, развиваем
у детей потребность в прекрасном, желание самостоятельно рассмотреть, потрогать,
найти ей место.
Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры, продолжить работу дома, привлечь родителей к решению задач художественного воспитания.