Слайд 2
Ацефаличные сообщества:
жизнь
без государства
«Мы были слишком нецивилизованными»
Слайд 3
Посткапитализм:
жизнь без стяжательства
В 2008
году население столицы Норвегии , то есть 2/3 населения страны, выходит на улицы с требованием прекратить святотатственное попрание традиций предков и отменить всякие проценты. Банки начинают дружно размахивать бумажками с печатями правительства, на что население отвечает простым заявлением: «Кто давал вам эти гарантии? Вот с них и спрашивайте, а народ оставьте в покое». В результате, покрывающее банки правительство слетает, премьер отправляется под трибунал за предательство народных интересов, и на выборах в апреле 2013 года к власти в Исландии приходит рководитель, который национализирует банки и отменяет ипотечные проценты для жителей страны.
3 года шла борьба коренного населения с банкирами, и население побеждает. Хотя за эти три года борьбы фондовый рынок Исландии рухнул на 90%, ВВП сократился на 10%, девальвация исландской кроны составила почти 50%, а бюджет пополнялся в основном за счёт помощи скандинавских стран, с 2011 года в стране, избавившейся от засилья банков, наступил невиданный экономический расцвет.
Занимая 132-е место в мире по размеру ВВП, страна в 2017 году прочно входит в двадцатку самых богатых стран мира: 13-е место по индексу человеческого развития и 19-е место по объёму ВВП на душу населения. Для справки, Россия по этим показателям занимает соответственно 49-е и 69-е места.
«Я не хотела бы быть вашим близким»
Слайд 4
Центральный вопрос современных реформ: вопрос целей и средств
(форм) управления
Цель оправдывает средства, манипулирование / бесчестие и десакрализация,
цефализация, конкуренция и подавление (капитализм)
Цель диктует средства, согласование (консенсус) / ценности и сакральность, децефализация, сотрудничество и забота (посткапитализм)
Стабильное развитие, форсайт, прогноз и предотвращение «нежелательных событий» (капитализм)
Гармоничные отношения, здесь-и-сейчас бытие, сопричастность и исследование (посткапитализм)
Иерархия , системный монолит, бюрократия и игры в «толпократию», консюмеризм и «усталость» (капитализм)
Лоурархия, диалог и «роевой интеллект» (коллаборации /ситуативные ассоциации), партисипация и служение (посткапитализм)
Слайд 5
Практики участия как практики служения
Лидирующее положение нравственных ценностей,
редукция /отмирание правовых регуляторов: формальные, десакрализованные, без-участные отношения не
являются отношениями благополучия и гармонии / развития и самореализации / (само)эффективности.
Обязанности, обязательства неотделимы от прав: асимметрия прав - основа (нео)рабовладельских отношений (консюмеризма, предательства, инволюции и деструкции человека и общества). Помощь другим - это помощь себе. Волонтер, даритель, благотворитель помогает себе: развитие как помощника, как личности и создание благоприятных для этого развития и жизни в целом условий. Но себе помогает и сам нуждающийся: благодарность за поддержку извне, развитие и обучение, помощь или служение другим через группы самопомощи и взаимопомощи и т.д..
Обязанности человека – функция целей его жизни. Реальные цели, в отличие от целей-фикций – цели любви, служения, жизнеутверждения . Собственные комфорт благополучие и их умножение (деньги и власть, компетенции и опыт, отношения и связи) не есть цель жизни человека. Поэтому иногда человек нуждается в том, чтобы их терять. И получать в дар еще больше, чем было утеряно. Это – критерий правильной (само)помощи.
Слайд 6
Практики участия как практики служения
Помогающим отношением является отношение
жизнеутверждения: благоговения перед жизнью даже перед лицом самых суровых
испытаний. Но человек не должен оставаться с испытаниями «один на один»: нужен Бог, другой, семья, род и т.д. – его ресурсы утверждения жизни.
Помощь всегда взаимна, двустороння: мир целостен, голографичен, «фрактален». В мире нет «плохого» и «хорошего», «высшего» и «низшего». Ошибки, страдания от ошибок и потери – часть развития, часть успехов, радости, приобретений.
Соматические, психологические, социальные нарушения могут быть исправлены практиками участия, восстановления разрушенных или исправления деформированных связей человека с телом, собой, другими .
Отчуждение, без-участность (в т.ч. равнодушие), жадность (страх нехватки и нежелание делиться) – глобальные причины нарушений. Нарушения дают человеку /группе/обществу понять свои ошибки и исправить их.
Слайд 7
Практики участия как практики служения
Человек свободен и не
знает, что делать со свободой. «Мантра любви» («добрых дел»
и т.д.) служит оправданием :
1) отношений зависимости («ты – мне, я – тебе»), в том числе потребительских, прагматических мотивов «служения»;
2) взаимного непонимания (интроекции, проекции и прочие способы жить чужими представлениями и переживаниями, чужой жизнью),
3) отказа от изменений («изменить(ся), чтобы ничего не изменилось»).
Декларируемая мотивация служения различна, во многих случаях она не связана с прямыми целями добровольчества и благотворительности. Поэтому человек может быть волонтером /жертвователем ситуативно.
Реально существующая мотивация активизируется или развивается в процессе деятельности. Такой человек становится волонтером на более или менее постоянной основе (волонтерство как путь самоосуществления)
Слайд 8
Практики участия как практики служения
Даритель и одариваемый -
оба - нуждаются в том, чтобы принять свои ошибки,
исправить те, что исправить возможно, простить себя и других , и, т.о., стать «разборчивыми» в любви, научиться ей («возрасти в любви»)
1) Понять, что любовь – это потребность удовлетворить потребности другого: т.е., служить ему, уважать и признавать его («активизация» и подтверждение)
2) Чтобы удовлетворить потребности другого, нужно быть удовлетворенным самому, а, значит, понимать самого себя, знать кто есть ты, уважать себя («активизированность» и реалистичность).
3) Чтобы удовлетворить потребности можно менять мир, а можно – себя. Не изменив себя, однако, помочь нельзя. Изменяя мир – изменяем себя. Мы меняемся вместе и меняемся неизбежно. Это требует времени, пространства и энергии, но происходит неизбежно.
Поэтому не каждый может быть в данном месте, времени и в отношениях с тем или иным человеком благотворителем. Но каждый может им быть, реализуя себя как человек
Каждый человек выбирает сферу и форму благотворительности / служения, соответствующую своим талантам и проблемам общества (внутренней и внешней реальности).
Слайд 9
Практики участия как практики служения
Любовь / служение -
это добровольная жертва. Жертва (фиктивными) желаниями ради (истинных) нужд.
Любовь
/служение - это «радость сгорания»: изменения мира и себя.
Любовь / служение – это обмен дарами.
1) Подарок дарят «от полноты» (без страха потерять и ограничить себя).
2) Его дарят «из души», когда не подарить – не можешь.
3) Дарят лучшее – именно для этого человека, а не по принципу «дай вам Боже, что нам не гоже».
Иной «подарок» – унижение, подкуп, ложь. Они усиливают отчужденность / без-участие.
Служение возможно лишь «от полноты», избытка, оно – роскошь, которую может позволить себе даже нищий. «…всякому имеющему дано будет,
а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Библия, Луки, 19.26)
Слайд 10
Практики участия как практики служения
Волонтерство – путь саморазвития,
на котором возможны и спады и подъемы: «устойчивое развитие»
волонтера – такой же миф, как и «устойчивое развитие» организаций и общества в целом
Волонтер и его деятельность динамичны и включены в жизнедеятельность.
Помочь может тот, что «важнее»: жизнеутверждающий потенциал помогающего должен быть существенно выше потенциала того, кому он помогает.
для этого волонтер нуждается в том, чтобы испытывать «благоговение перед жизнью» (безусловное уважение к ней),
стремиться участвовать в ней (быть ее частью, «танцуя танец смерти и жизни, приобретений и потерь, успехов и ошибок»),
стремиться быть вместе с другими людьми («двери его сердца» открыты навстречу людям)
Эти нужды и стремления нужно лишь активизировать , исследовать и направить (правильно применить).
Слайд 11
Подходы к управлению
Интерсубъективный, например, эвергетический (Evergetics) В.А. Виттиха
Субъективный,
например, «вторая демократия» (Second Democracy) А. Адлера
Контекстный, «глубинная демократия»
(Deep Democracy) А. Минделла и М. Шупбаха
управление - это «деяние
блага»
человек в его повседневной жизни - актор, мотивированный к урегулированию проблемных ситуаций в процессе взаимодействиям с другими акторами (достижению конкретного результата, эффективности), к гармонизации отношений в сообществе (достижению продуктивного результата) и к самореализации – самоосуществлению (достижению нужного результата) в процессе принятия решения, работе в рамках ситуативных ассоциаций, возникающих для решения тех или иных проблем
в ходе изучения и осмысления всего богатства проблемной ситуации акторы осуществляют согласование целей и ценностей как сотрудников и/или оппонентов, приходят к пониманию важности собственных вкладов в принятие и реализацию решений (своих прав и обязанностей по отношению к себе и обществу). Люди – социальные теоретики, способные к принятию лучших решений
в основе правления понимание первичности «Мы», всеединства человечества. Общность гетерогенна и реализует вклады в развитие отдельных своих членов, и, таким образом, в развитие самой себя
Цель управления определяет способ
Слайд 13
Глубинная демократия:
преграды как часть пути
глубинная демократия - процесс построения и развития реальных, включенных, нравственных отношений, а не схема статичных состояний или набор правил: она предполагает понимание того, что мир существует, чтобы помочь нам обрести свою полноту, и что люди живут для того, чтобы помочь миру обрести целостность. Следование своей, глубинной сути усиливает потенциал.
«эволюционное лидерство»: не устраняющее, а принимающее «преграды» как часть пути. Принятие разнообразия и диалога между разными точками зрения. Условием процветающего существования является не противостояние сторон — большинства и меньшинства (как в классической демократии), а справедливый и равный учет мнения каждого члена общества. Руководитель как модератор / медиатор или фасилитатор, принимает и не принимает, любит и отстраняется, заботится и игнорирует, ведомый неподдельным стремлением достичь консенсуса.
принцип мировой работы (world work) - инновационная система организации, развития и управления общественной жизнью, подразумевающая коллективное участие и совместный труд людей (от нескольких человек до миллионов людей), синхронизации и синхронизмы.
Что внутри, то и снаружи, что вверху, то и внизу
Слайд 14
«Вторая демократия»:
управление - это
управление собой
человек - субъект, мотивированный к гармоничным отношениям с собой и миром, то есть эффективности и самоэффективности, продуктивности и самопродуктивности, а также к воздействию на окружающий мир в процессе решения актуальных для него и окружавшего мира проблем (достижению нужного ему и выбранному им для жизни сообществу результата)
в процессе ходе изучения и осмысления проблемной ситуации человек реализует свои права и свободы, наряду с обязанностями и нуждами, выступающими в качестве внутренне осмысленного долженствования, регулирующего процессы согласования своих целей и ценностей с целями и ценностями других людей как сотрудников и/или оппонентов
человек реализует собственный вклад в развитие общности и, таким образом, в развитие самого себя.
«Делай это (добро, любовь, благо) все равно!»
Слайд 15
Ориентации акторов
принятие альтернативных точек зрения, учет мнения всех
субъектов, вовлеченных в диалог по поводу решения проблемы, движение
к консенсус как общему решению для всех через диссенсус – обнаружение и исследование различий как «скрытых знаний»;
на достижение общих целей – на разрешение проблемы («действенные сообщества», «ситуативные сообщества», постоянство как настойчивость и (само)эффективность и т.д.);
на достижение/сохранение гармонии акторов друг с другом и с самими собой, многоуровневое и разносторонне понимание своих собственных нужд, возможностей и ограничений, а также возможностей и ограничений, нужд окружающего мира как мира людей, совместно которыми каждый человек как свободный и самоуправляющийся субъект и как включенный в сообщество, «действительный» член ассоциации принимает решение в данной ситуации.
Слайд 16
Традиционные и современные модели управления
традиционное управление - управляются
детерминированные системы: поддерживается искусственный порядок, опора руководителей (бюрократии)
на правовые нормы и деструкция правовых норм (коррупция, бюрократизация), формальная иерархия, несвободный, монологический обмен информацией и единолично решающий проблемы лидер
нетрадиционные – управление саморазвивающимися системами: руководитель не мешает естественному порядку: неструктурированные группы со свободным, внешне хаотичным, диалогическим обменом информацией и коллективным принятием решений
традиционное управление: люди – однородное «стадо» («быдло»), потребительство как «идеология гангстера» стимулирует отношения по типу рабовладения (инволюции человечества), а «универсальные рецепты» рассмотрения жизненных ситуаций приводят систему к коллапсу, сокращению энергии и информации,
современное управление: люди и ситуации различны, взаимопомощь как отношения социального служения позволяют человечеству эволюционировать, нет единых рецептов на все случаи, полилог по поводу каждой конкретной ситуации приводит к росту энергии и информации
Слайд 17
Выводы: содежательными компонентами активизации сообществ являются
восстановление утраченных
/ разрушенных связей между людьми, людьми и культурой, за
счет обогащения человеческой жизни нравственными ценностями, ценностями культуры, процесс ресакрализации,
развитие / совершенствование человека и сообщества как вклад в развитие культуры, сообщества, человечества, обогащение культуры за счет процессов индивидами и самореализации ее членов;
трансформация содержания и формы отношений в организациях и сообществах: движение к ацефаличным сообществам, живущим но нравственным законам
Слайд 18
Литература
Виттих, В.А. Проблемы эвергетики // Проблемы управления. -
2014. - № 4. - C. 69 71.
Адлер, А.
Понять природу человека. СПб: Академ. проект, 1997. 254с.
Арпентьева, М.Р., Моисеева, Т.В. Переговоры как интерсубъективная технология // Онтология проектирования. 2017. №1. С.102-114.
Бодрийяр, Ж. Усталость // Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006. С. 230-234.
Ладягин, Ю.С. Русский административный восторг // Проблемы теории и практики управления. 2005. №3. С.8-15.
Mindell, A. Processmind: A user’s guide to connecting with the mind of god . San Francisco: Quest Books 2010.- 304 p.
Schupbach, M. Worldwork: Ein Multidimensionales Change Management Modell // Organisations Entwicklung, 2007. №4 Р. 56-64.
Порус, В.Н. Онтология культуры С. Л. Франка // Семен Людвигович Франк / Под ред. В. Н. Поруса. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 589 с. С. 373-416.